старшая группа
Паспорт
Старшая группа
Списочный состав: 30 детей
Возрастные особенности детей 5- 6(7) лет
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.
Знание основных возрастных особенностей детей 5-6 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.
• дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
• они способны оценить, в общем, качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,
• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,
• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
• преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,
• способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
• способны освоить и правильно реализовать сложно координированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
• способны выполнять сложно координированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
• способны осознавать свое положение в системе отношений с взрослыми и сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения детей
№ | Образовательная область/ Организованная учебная деятельность | Возрастная группа |
Старшая группа в дошкольной организации (дети 5-6-и лет) | ||
1 | "Здоровье" | 3 |
Физическая культура | 2,5 | |
Основы безопасного поведения | 0,5 | |
2 | "Коммуникация" | 6 |
Развитие речи | 1 | |
Художественная литература | 0,5 | |
Основы грамоты | 1 | |
Казахский язык** | 2 | |
Один из иностранных языков | 1 | |
Драма | 0,5 | |
3 | "Познание" | 2,5 |
Формирование элементарных математических представлений. | 1 | |
Сенсорика | - | |
Конструирование | 0,5 | |
Естествознание | 1 | |
4 | "Творчество" | 5 |
Рисование | 1 | |
Лепка | 1 | |
Аппликация | 1 | |
Музыка | 2 | |
5 | "Социум" | 1,5 |
Самопознание | 1 | |
Ознакомление с окружающим миром | 0,25 | |
Основы экологии | 0,25 | |
6 | Продолжительность организованной учебной деятельности | |
7 | Общий объем организованной учебной деятельности** | 18 |
8 | Вариативный компонент* | 2 |
9 | Итого | 20 |
Образовательная область «Здоровье»
Базовое содержание образовательной области «Здоровье» реализуется в организованной учебной деятельности - физическая культура, основы безопасного поведения.
Организация и проведение образовательной области «Здоровье» направлены на охрану жизни, укрепление здоровья детей и формирование основных видов движений.
Целью является формирование основ безопасного поведения, интереса к физической культуре через игры и упражнения с применением здоровьесберегающей технологии.
Задачи:
формировать физические качества;
совершенствовать навыки безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы;
обогащать двигательный опыт детей через совершенствование основных движений;
развивать творческие, познавательные и речевые способности в различных ф ормах физической культуры;
проводить медико-педагогический контроль за развитием у детей правильной осанки, координации движений, профилактики плоскостопия.
Физическая культура
ходьба. Ходьба в колонне по одному; на носках, пятках; высоко поднимая согнутую в колене ногу; с перешагиванием через предметы; в разном темпе; с изменением положения рук; с остановкой по сигналу взрослого; изменением направления движения; врассыпную; между предметами; приставными шагами вперед. Ходьба и бег, повторяющиеся в чередовании;
бег. Бег врассыпную, парами, в колонне по одному, с перешагиванием через предметы, «змейкой» между расставленными в одну линию предметами, с преодолением препятствий, с преодолением препятствий
естественных условиях, с разной скоростью - медленно, быстро, в среднем темпе непрерывный бег 1,5-2 минуты;
прыжки. Подпрыгивание на месте, прыжки с продвижением вперед на расстояние 3–4 метра, на двух ногах с мешочком, зажатым между колен, по прямой (расстояние 6 метров), на двух ногах между предметами
умеет выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики, имеет качественные и количественные показатели в выполнении различных видов основных движений;
соблюдает правила игры в подвижных играх;
умеет перестраиваться из шеренги в колонну по одному, по два, по три, выполнять повороты на месте;
владеет элементами спортивных игр и упражнений; самостоятельно выполняет гигиенические процедуры; понимает важность и необходимость закаливающих процедур;
владеет техникой выполнения основных движений, навыками организации подвижных игр с группой детей;
выполняет элементы спортивных игр, владеет техникой выполнения спортивных упражнений;
знает важность и необходимость закаливающих процедур;
проявляет интерес к выполнению утренней гимнастики;
выполняет упражнения для формирования правильной осанки и
укрепления стоп ног;
проявляет творческий подход при выполнении основных движений.
Основы безопасного поведения
знает о строении тела человека, его важные органы; называет основные полезные продукты питания; имеет представление, основных мерах профилактики заболеваний;
знает некоторые правила безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах.
знает функции важнейших органов, наименования продуктов питания и способы их употребления;
имеет представление об инфекционных заболеваниях и их признаках; знает и называет правила безопасного поведения дома, на улице, в
общественных местах; умеет своевременно обращаться за помощью к взрослому при физической боли и первых признаках заболевания у себя и других.
Образовательная область «Коммуникация»
Базовое содержание образовательной области «Коммуникация» реализуется в организованной учебной деятельности - развитие речи, художественная литература, основы грамоты, казахский язык (в группах с русским языком обучения) и один из инностранных языков, драма.
Целью является формирование навыков свободного общения с взрослыми и детьми, знание государственного языка, обучение другим языкам, привитие интереса к художественной литературе; развитие творческой активности и инициативности детей.
Задачи:
формировать навыки свободного общения с окружающими людьми; воспитывать уважительное отношение к культуре, обычаям и традициям
казахского и других народов;
развитие устной речи в различных формах и видах деятельности;
развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Развитие речи
умеет произносить все звуки родного языка;
владеет четкой артикуляцией звуков, интонационной выразительностью; умеет выполнять звуковой анализ слов; обобщает и описывает различные предметы; владеет знаниями об окружающем мире; правильно формулирует основную мысль; последовательно пересказывает рассказы; придумывает продолжение и окончание рассказа.
соединяет звуки в слоги, конструирует словосочетания и предложения; высказывается простыми распространенными предложениями;
пересказывает сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
умеет составлять и рассказывать различные истории, сочиняет сказки; употребляет разные части речи эпитеты и сравнения; участвует свободно в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает
свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств; владеет правилами вежливого обращения
Художественнаялитература
умеет эмоционально воспринимать содержания произведений, чувствовать характер повествования;
различает литературные жанры;
выразительно читает стихотворения;
пересказывает самостоятельно небольшие произведения, сохраняя последовательность сюжета;
придумывает окончание рассказа;
проявляет интерес к книгам.
называет литературные жанры;
слушает художественный текст, сопереживает, сочувствует литературным героям;
выполняет игровые действия, соответствующие содержанию текста; принимает участие в коллективных показах небольших театральных
постановках; проявляет интерес к книгам, называет несколько известных
литературных произведений, а также произведения казахстанских писателей, национального фольклора.
Основы грамоты
различает твердые и мягкие согласные звуки; проводит звуковой анализ трехзвуковых слов; умеет проводить различные линии, штриховки; слышит и выделяет ударный слог.
умеет отчетливо и ясно произносить все звуки и слова;
выделяет из слов звуки, находит слова с определенным звуком; определяет место звука в слове; проводит звуковой анализ трех-четырехзвуковых слов; характеризует звуки; умеет слышать и выделять ударный слог
Қазақ тілі
таныс сөздерді дұрыс атайды жəне ажыратады;
сөз ішіндегі қазақ тіліне тəн дыбыстарды дұрыс айтады;
күнделікті жиі қолданылатын кейбір тұрмыстық заттардың (қазақ киіз үйі оның ішіндегі кейбір заттар туралы), жемістердің, көкөністердің, жануарлардың, құстардың атауларын атайды жəне түсінеді;
заттардың сынын, санын, қымылын білдіретін сөздерді айтады;
10-ға дейін тура жəне кері санайды;
таныс сөздерді күнделікті өмірде қолданады;
өзінің мекен-жайы, тұратын қаласы (ауылы) туралы айтады;
ойыншықтар мен суреттер туралы педагогтың үлгісі бойынша қысқа мəтіндер құрастырады;
мақал-мəтелдерді жатқа айтады
Иностранный язык (английский язык)
слушает педагога и одновременно реагирует на его обыденные команды; выполняет команды, относящиеся к художественным и мануальнымдействиям;
принимает участие в коротких сценках, разыгрываемых в группе(классе);
умеет показать и назвать учебные принадлежности;
считает от 1 до 10; принимает активное участие в играх, заданиях; повторяет простые выражения, часто используемые на занятиях.
понимает услышанные команды: прыгай, хлопай в ладоши;
умеет распознавать и называть на иностранном языке предметы из
ближайшего окружения;
классифицирует слова по тематическим группам;
понимает простые команды педагога и реагирует на них вербально или не вербально;
читает на память стихотворения и рифмовки, поет песенки из детского
репертуара; понимает смысл услышанных историй, когда рассказ сопровождается картинками, жестами, предметами.
Драма
умеет драматизировать сказки по знакомым сюжетам;
использует средства выразительности для передачи особенностей персонажа;
владеет культурой поведения взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
умеет выражать свою мысль, прислушиваться к мнению других; оценивает литературные персонажи с точки зрения нравственных норм и
представлений.
умеет драматизировать сказки по знакомым сюжетам;
владеет средствами выразительности;
проявляет индивидуальные творческие способности; проявляет интерес к режиссерской деятельности;
владеет культурой поведения взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
умеет выражать свою мысль, прислушиваться к мнению других; оценивает литературные персонажи с точки зрения нравственных норм
Образовательная область «Познание»
Базовое содержание образовательной области «Познание» реализуется в организованной учебной деятельности - формирование
элементарных математических представлений, конструирование, естествознание.
Целью является формирование коммуникативно-познавательных способностей, математического и логического мышления.
Задачи:
развивать познавательные процессы: внимание, память, восприятие, творческие способности, воображение, вариативность мышления;
обучать приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструирование, установление причинно-следственных связей), формировать элементарные математические представления;
развивать познавательный интерес к миру природы, чувство эмпатии к живым объектам природы, умение предвидеть элементарные последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
формирование основ экологической культуры.
Формирование элементарных математических представлений
знает значение слов «один», «одна», «одно»; знает прямой и обратный счет в пределах 10;
умеет устанавливать размерные отношения между 5 и более предметами;
знает и называет геометрические фигуры;
ориентируется на листе бумаги, называет последовательно дни недели,
времена года.
умеет выделять составные части множества;
знает числа и цифры в пределах 10 и считает в прямом и обратном порядке;
решает простейшие примеры и задачи; использует в речи математические термины, отражающие отношения между предметами по количеству и величине;
знает и различает геометрические фигуры и тела; ориентируется в пространстве и на листе бумаги; называет дни недели, месяцы года;
определяет по весу предметы, знает, что вес предметы не зависят от его размера
Конструирование
называет и различает основные детали строительных материалов; умеет создавать разные по величине конструкции; складывает квадратную бумагу при изготовлении поделок;
знает несколько простых обобщенных способов конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов;
умеет конструировать предметы из различных материалов, знает их названия.
умеет выделять составные части множества;
знает числа и цифры в пределах 10 и считает в прямом и обратном порядке;
решает простейшие примеры и задачи; использует в речи математические термины, отражающие отношения между предметами по количеству и величине;
знает и различает геометрические фигуры и тела; ориентируется в пространстве и на листе бумаги; называет дни недели, месяцы года;
определяет по весу предметы, знает, что вес предметы не зависят от его размера
Естествознание
знает некоторые явления неживой природы;
умеет самостоятельно экспериментировать со знакомыми материалами; узнает и называет по картинкам лесные ягоды и грибы проявляет бережное отношение к хлебу, к людям труда; различает и называет перелетных и зимующих птиц, животных и их
детенышей, обитающих на территории Казахстана; определяет, что для роста и развития живых объектов необходимы вода,
свет, воздух, питание и бережное отношение окружающих.
умеет экспериментировать со знакомыми материалами, устанавливать причинно-следственные связи;
умеет различать и называть перелетных и зимующих птиц, знает о пользе
птиц;
называет и различает по характерным признакам животных и их детенышей, обитающих на территории Казахстана;
называет животных, находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в «Красную книгу»;
умеет устанавливать причинно-следственные зависимости взаимодействия человека с природой.
Образовательная область «Творчество»
Базовое содержание образовательной области «Творчество» реализуется в следующих видах организованной учебной деятельности – рисование, лепка, аппликация, музыка.
Целью является развитие творческих способностей, формирование воображения, наблюдательности и образного восприятия окружающего мира, умения воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.
Задачи:
развивать творческие способности детей, интерес к эстетической стороне окружающей действительности;
формировать способность воспринимать произведения искусства, вызывать эмоциональное отношение;
познакомить с 2–3 видами казахского народного искусства, его местными видами, которые наиболее близки и доступны детям;
расширять представления о народных игрушках;
совершенствовать знания детей о различных видах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство);
формировать навыки сотрудничества, умения выполнять работу в коллективе;
обучать умению оценивать результаты своей работы;
совершенствовать знания о произведениях живописи (картины и репродукции картин), скульптурах;
познакомить детей с выразительными средствами оформления, иллюстрациями к детским книгам, авторами иллюстраций;
привлекать детей к самостоятельному рассмотрению
произведений искусства, разных его видов, обращению внимания на содержание и средства выразительности (ритм, цвет, форма, композиция).
Рисование
рисует с натуры и по представлению предметы: цветы, овощи,
фрукты;
использует в создании рисунка выразительные средства, элементы
казахского орнамента;
выполняет сюжетные рисунки.
применяет самостоятельно различную технику в рисовании;
рисует игрушки несложного силуэта, животных и человека, передает в рисунке простые движения человека;
рисует декоративные узоры на розетке, треугольнике, шестиугольнике, выделяя середину, углы, кайму;
рисует элементы казахского орнамента и украшает ими одежду, предметы быта, располагая их на силуэтах;
изображает сюжетные рисунки;
выполняет коллективные работы, рисует по замыслу.
Лепка умеет лепить фигуры человека и животного с соблюдением элементарных пропорций;
передает образы по мотивам народных игрушек, керамических изделий; использует характерные детали персонажей и композиции путем
дополнения предметами и элементами декора.
применяет различную технику лепки;
владеет навыками коллективной лепки для общей композиции; передает форму и детали предметов, применяя различные способы; украшает предметы декоративными элементами.
А ппликация
выбирает и обосновывает приемы работы; умеет вырезать из бумаги симметричные формы; составляет узор предметов из нескольких частей;
работает с шаблонами и трафаретами, готовыми выкройкам;
составляет узор из геометрических элементов, украшает предметы казахским орнаментом;
соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.
владеет силуэтным вырезанием по нарисованному или воображаемому контуру;
умеет составлять сложные аппликации, аппликации по замыслу; вырезает симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое; выполняет композиции отображая природу Казахстана, труд людей; изображает предметы по памяти, с натуры, обращает внимание наформу, пропорции, объем; умеет выполнять аппликацию по замыслу
Музыка
различает простейшие жанры (кюй, песня, танец, марш);
владеет простейшими музыкальными терминами, навыками пения;
выполняет пластичные, ритмичные движения;
различает по тембру звучание детских музыкальных инструментов,
называет их, умеет играть на них индивидуально и в составе группы.
называет характерные признаки музыкальных жанров;
знает музыкальные профессии, известные имена композиторов;
исполняет самостоятельно хорошо знакомую песню с музыкальным сопровождением и без сопровождения;
умеет двигаться под музыку в соответствии с ее характером;
владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах.
Образовательная область «Социум»
Базовое содержание образовательной области «Социум» реализуется в следующих видах организованной учебной деятельности – самопознание, ознакомление с окружающим миром, основы экологии.
Организация и проведение образовательной области «Социум» направлены на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений и реализуются через все образовательные области.
Целью является формирование и развитие социальных навыков на основе ознакомления с окружающим миром, общения с взрослыми и сверстниками.
Задачи: развивать социальные качества личности: сотрудничество и забота об окружающих, инициативность, самостоятельность и независимость, открытость, социальная гибкость, культурная и экологическая грамотность.
обучать элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
воспитывать способности к элементарному самоконтролю и саморегуляции.
Самопознание
проявляет заботу о своих членах семьи, выполняет домашние поручения;
умеет устанавливать причинно-следственные связи; знает:
название детского сада и номер; дорогу из дома в детский сад; назначение транспортных средств;
некоторых промышленных и сельскохозяйственных профессиях; правила поведения при исполнении государственного гимна РеспубликиКазахстан;
назначение Армии; о роли участников Великой Отечественной войны;
выполняет основные правила дорожного движения;
Ознакомление с окружающим миром
владеет понятиями о родственных связях;
проявляет словесно свои добрые чувства к членам семьи;
устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием;
свободно ориентируется в помещении детского сада, в ближайшем микрорайоне;
знает о назначении специальных транспортных средств; владеет правилами пользования бытовой техникой; рассказывает о труде своих родителей; проявляет уважение к людям разных профессий;
владеет знаниями о родной стране, государственных и народных праздниках, символике страны, о Президенте Республики Казахстан;
имеет представление о казахстанской армии; проявляет уважение к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны;
знает правила дорожного движения.
Основы экологии
проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизнедеятельности;
владеет первоначальными навыками ухода за растениями и животными уголка природы;
откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями, животными в уголке природы;
знает о роли воды в жизни человека и растений;
устанавливает причинно-следственные зависимости взаимодействия человека с природой.
проявляет позитивное отношение к природе;
проявляет эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к объектам живой и неживой природы, которые его окружают.
называет ситуации и действия, которые могут нанести вред природе
испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него;
имеет представление о неразрывной связи человека с природой; проявляет интерес, бережное отношение к объектам неживой природы; устанавливает причинно-следственные зависимости взаимодействия
человека с природой; называет ситуации и действия, которые могут нанести вред природе;
делает выводы о том, как человек может беречь природу. имеет первоначальный опыт безопасного поведения в природе; знает элементарный способ ухода за растениями и животными; проявляет сочувствие, сострадание, сопереживание к живым существам; называет ситуации и действия, которые могут нанести вред природе.
проявляет доброту, эмоциональную отзывчивость, уважение к старшим и близким;
имеет первичные навыки здорового образа жизни; проявляет уважение к противоположному полу;
знает и понимает необходимость бережного отношения к окружающей природе;
умеет выражать свое настроение через рисунок, лепку, конструирование; различает хорошее и плохое в словах, поведении, старается следовать
общепринятым нормам и правилам поведения дома, в детском саду, общественных местах;