Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения » КГКП "Ясли сад №20"
Государственное коммунальное казенное предприятие
«Ясли-сад №20»
Управления образования города Алматы
Заведующий :
+7(727) 261-81-27
Методист:
+7(727) 272-96-23
Версия для
слабовидящих
» » Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения
28
сентябрь
2020

Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года № 412. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 сентября 2020 года № 21290

 ПРИКАЗЫВАЮ:

 1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 "Об утверждении Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения" (зарегистрирован в Государственном реестре нормативных правовых актов за № 14235, опубликован 12 октября 2016 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения:


 преамбулу указанного приказа изложить в следующей редакции:

 "В соответствии с подпунктом 6) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и в целях реализации Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17669), ПРИКАЗЫВАЮ:";


 приложение 1 к указанному приказу изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

 2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 

 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 Министр образования и науки
 Республики Казахстан 

А. Аймагамбетов



Приложение к приказу
 Министра образования и науки
 Республики Казахстан
 от 24 сентября 2020 года № 412


Приложение 1
 к приказу исполняющего обязанности
 Министра образования и науки
 Республики Казахстан
 от 12 августа 2016 года № 499





 Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения

 Глава 1. Пояснительная записка

 1. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (далее - Программа) разработана в соответствии со статьями 5 и 14 Закона Республики Казахстан "Об образовании", с требованиями Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17669).

 2. Цель Программы: создание благоприятных безопасных образовательных условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста, формирование у детей знаний, умений и навыков, духовно-нравственных ценностей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, воспитание патриотизма и толерантности, основанных на национальных традициях и общечеловеческих ценностях в рамках реализации программы "Рухани жаңғыру", а также формирование социально-психологической, личностной, волевой, физической и интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.

 3. Задачи Программы: создание предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей охрану жизни и укрепление здоровья ребенка и их социализация, обеспечение принципов преемственности и непрерывности в дошкольном образовании, интеграция образовательных областей, применение инновационных методик и технологий для интеллектуального, социального и личностного развития ребенка, обеспечение единства обучающих, развивающих и воспитывающих задач, совместное сотрудничество дошкольной организации, школы и семьи, удовлетворение потребности родительской общественности в воспитании детей дошкольного возраста. 

 4. Содержание Программы направлено на:

 1) достижение цели и задач, представленных в виде ожидаемых результатов обучения;

 2) обеспечение принципов преемственности и непрерывности с учетом обучающих, развивающих и воспитательных задач между дошкольным воспитанием и обучением и начальным образованием;

 3) создание равных стартовых возможностей для обучения воспитанников дошкольного возраста в организации начального образования;

 4) формирование двигательных, коммуникативных, познавательных, творческих, социальных знаний, умений и навыков, навыков самообучения, в том числе у детей раннего возраста;

 5) создание психолого-педагогических условий воспитания и обучения;

 6) подготовку к учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

 7) формирование духовно-нравственных навыков, основанных на национальных традициях и общечеловеческих ценностях в рамках реализации программы "Рухани жаңғыру";

 8) формирование социально-личностных качеств, направленных на развитие креативности, коммуникабельности, критического мышления и умений взаимодействовать в команде.

 5. Ожидаемые результаты в каждой образовательной области представлены по полугодиям. 

 6. Содержание Программы с учетом возрастных периодов физического и психического развития детей реализуется в следующих возрастных группах:

 1) ясельный возраст – 0-3 года:

 младенческий возраст – от рождения;

 ранний возраст – от 1-го года (группа раннего возраста);

 младший возраст – от 2-х лет (младшая группа);

 2) дошкольный возраст – 3-6 лет:

 средний возраст – от 3-х лет (средняя группа);

 старший возраст – от 4-х лет (старшая группа);

 предшкольный возраст - от 5-ти лет (предшкольная группа, предшкольный класс).

 7. Срок освоения содержания Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения воспитанниками - 5 лет.

 8. Программа рекомендована для всех видов дошкольных организаций независимо от форм собственности и предшкольных классов.

 Глава 2. Группа раннего возраста (от 1 года)

 Параграф 1. Образовательная область "Здоровье"

 9. Базовое содержание образовательной области "Здоровье" реализуется в организованной учебной деятельности - физическая культура.

 10. Целью является обеспечение условий для полноценного физического и психического развития детей, закаливания организма, развития основных движений с применением здоровьесберегающей технологий.

 11. Задачи:

 создать условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей;

 развивать и координировать основные виды движений, способствующих совершенствованию ходьбы, бега, лазанья, бросания, подпрыгивания, равновесия;

 формировать культурно-гигиенические навыки, способствующие укреплению здоровья;

 воспитывать самостоятельность, желание выполнять физические упражнения;

 формировать умение играть рядом, вместе со сверстниками, сдерживать свои желания. 

 12. Физическая культура (от 1 года до 1 года 6 месяцев).

 Развитие и координация основных видов движений обеспечиваются в процессе игр, формирующих умения и навыки:

 1) ходьба к цели по прямой, по дорожке (ширина 25–30 сантиметров, длина 2–3 метра), по гимнастической доске (ширина 25–30 сантиметров) с помощью взрослого и без него, умение подняться на ящик (высота 10–15 сантиметров) и сойти с него с помощью взрослого, переступить через ленту (веревку, палку), лежащую на полу;

 2) ползание на четвереньках по прямой с подлезанием под рейку, веревку (высота 50 сантиметров), дугу, стульчик, на расстояние до 2 метров переползание через бревно, проползание в обруч. Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 метр);

 3) катание, бросание. Держание мяча обеими руками и одной рукой, собирание разных по размеру мячей и шариков, умение самостоятельно класть их в корзину (ящик), катание шаров, бросание мяча двумя руками вперед, катание мяча вперед (сидя, стоя), бросание мяча вниз, вдаль.

 Культурно-гигиенические навыки:

 1) обучение ребенка элементарным навыкам умывания, одевания, раздевания и умения проситься на горшок;

 2) воспитание аккуратности, опрятности, умению замечать грязное лицо, руки, нос, проситься вымыть, вытереть их, снять мокрую одежду.

 Закаливание обеспечивается сочетанием воздушных, водных процедур, воздействием ультрафиолетовых лучей во время прогулок. Прохождение в течение 2-3 минут босиком по теплому песку с учетом пожеланий родителей. Воздушные ванны применяются при переодевании несколько раз в день, длительность воздушных ванн увеличивается с 2–3 до 6–10 минут.

 Формирование умения обращать внимание на играющего рядом ребенка, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Учить не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими. 

 Ожидаемые результаты:

 владеет первоначальными навыками основных видов движений, навыками самообслуживания;

 проявляет желание выполнять физические упражнения, с помощью взрослых приводить себя в порядок;

 чувствует удовлетворение от чистоты и порядка;

 обрашает внимание на играющего рядом ребенка, понимает его состояние, сочувствует плачущему. 

 13. Физическая культура (от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

 1) ходьба по дорожке (ширина 30 сантиметров, длина 3–5 метров), между стульчиками, кубами, кеглями, обручами, палками; умение переходить из обруча в обруч; ходьба по наклонной доске вверх и вниз, по гимнастической скамейке с воспитателем; ходьба с предметом в руках, с изменением направления; ходьба за мячом (после катания), умение подняться на ящик или гимнастическую скамейку и сойти с нее; ходьба ("солдат", "мышка", "собачка", "птичка", "медведь" и другие);

 2) ползание с перелезанием через гимнастическую скамейку и подлезание под нее; ползание за мячом, который катится; ползание вверх по наклонной доске, по гимнастической скамейке;

 3) перелезание через бревно, приставляя одну ногу к другой;

 4) катание, бросание. Скатывание мяча с небольшой горки; катание и бросание мяча воспитателю, ребенку; бросание мяча вперед, вверх, перебрасывание мяча через ленту, натянутую на уровне груди ребенка.

 Общеразвивающие упражнения: поднимание рук и опускание, вытягивание рук вперед, отведение за спину, сгибание и выпрямление рук, помахивание кистями рук, вращение кистями рук, поворачивание рук ладонями вниз и вверх, сгибание и разгибание пальцев рук, сжимание и разжимание пальцев, захватывание пальцами мелких предметов, стоя и сидя поворачивание вправо и влево, передача друг другу предметов, наклоны вперед и выпрямление, приседание с поддержкой, подпрыгивание. Формы организации – стайкой, в группах, в паре.

 Культурно-гигиенические навыки. 

 Соблюдение гигиенических требований: 

 1) во время еды: садиться за стол только с вымытыми руками, самому садиться на стул и вставать с него, есть аккуратно, не обливаясь, после еды пользоваться салфеткой, благодарить после еды;

 2) при умывании: самостоятельно мыть руки (тереть ладонь о ладонь) и мыть нижнюю часть лица ладонью, с помощью взрослого вытирать лицо и руки;

 3) при одевании, раздевании: снимать и надевать одежду в определенном порядке, правильно складывать ее;

 4) закрепление умений ребенка проситься на горшок, знать место своего горшка, садиться только на свой горшок;

 5) при напоминании вытирать носовым платком нос, самому вынимать его из кармана и убирать в карман;

 6) знание места хранения своих вещей, полотенца, знать свое место за столом, свой шкафчик для одежды.

 Самостоятельная двигательная активность:

 Создание условий, способствующих двигательной активности в самостоятельных играх детей.

 Оздоровительно-закаливающие процедуры: 

 1) осуществление закаливания детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня;

 2) воспитание умения замечать неопрятность в одежде, умение с помощью взрослых приводить себя в порядок, развивать чувство удовлетворения от чистоты и порядка;

 3) проведение закаливающих воздушных и водных процедур под руководством медицинского персонала;

 4) элемент повседневного закаливания - умывание и мытье рук до локтя водопроводной водой. Закаливание водой проводят в виде общих или местных процедур при температуре воздуха в помещении не ниже +22 °С;

 5) специальные закаливающие мероприятия (используется один из предложенных способов) - влажное обтирание до пояса или всего тела. Снижение температуры воды при общем обтирании тела происходит с +36°С до +28°С (на 2 градуса ниже каждые 4 – 5 дней). При местном обтирании с +35°С до +23°С (каждые 4 дня на 2 градуса ниже), обливание ног водой контрастных температур: температура воды вначале +36°С и +25°С; в конце +38°С и +18°С.

 Ожидаемые результаты:

 имеет первоначальные навыки координации движений;

 выполняет упражнения вместе с педагогом в игровой форме (имитация движений животных), используя зрительные ориентиры;

 знает приемы повседневного закаливания; 

 соблюдает при помощи взрослого элементарные навыки самообслуживания.

 Параграф 2. Образовательная область "Коммуникация"

 14. Базовое содержание образовательной области "Коммуникация" реализуется в организованной учебной деятельности - развитие речи, художественная литература.

 15. Содержание образовательной области "Коммуникация" обеспечивает условия для формирования потребности в речевом общении, развитие коммуникативных навыков, совершенствование пассивного и активного словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой культуры, связной речи ребенка через интеграцию других образовательных областей.

 16. Целью является обеспечение условий для развития социально-коммуникативных навыков.

 17. Задачи:

 безболезненная и своевременная социализация ребенка;

 приобщать его к общепринятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими;

 формировать культуру слушания;

 развивать словарный запас;

 обучать грамматическому строю речи, звуковой культуре и связной речи.

 18. В первом полугодии основной задачей организованной учебной деятельности "Развитие речи" является развитие понимания речи взрослого. Во втором полугодии особое внимание следует уделять развитию активной речи.

 19. Развитие речи (от 1 года до 1 года 6 месяцев.). В первом полугодии расширяется запас понимаемых ребенком слов, обозначающих названия предметов, действия живых существ (спит, ест, поет, слушает и так далее), а также слов, обозначающих некоторые ярко выраженные, понятные детям признаки предметов (большой, маленький, красный и так далее).

 Обучение детей:

 1) называнию своего имени, имен близких людей, названия одежды, мебели, посуды, некоторых средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений;

 2) выделению и называнию отдельных частей своего тела (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и игрушек-животных;

 3) пониманию простых по конструкции и содержанию фраз, выполнению просьб, несложных сюжетов маленьких инсценировок с игрушками, состоящих из 1-3 действий и отражающих знакомые бытовые или забавные ситуации;

 4) пониманию речи без наглядности, нахождению предметов, узнаванию их на картинке, выполнению заданий на подбор предметов по существенным признакам;

 5) пониманию коротких, простых по содержанию рассказов, стихотворений, потешек, которые сопровождаются показом соответствующих картинок, игрушек и действий, затем без показа;

 6) слушанию произведений, восприятию их зрительно, эмоциональному реагированию на содержание.

 Активная речь: 

 1) активная речь развивается доступными средствами: мимикой, жестами, словами, воспроизведением некоторых эмоциональных интонаций, выражающих удивление, радость, неудовольствие, огорчение и другие;

 2) речь пополняется активными словами, обозначающими близких людей (мама, папа, тетя, бабушка), знакомые предметы, игрушки (чашка, кровать, стол, мишка, кукла), некоторые виды пищи (каша, молоко), известные действия (возьми, встань, пусти). Учить прислушиваться к речи взрослых, отвечать на простейшие вопросы "Что это?", "Что делает?" и задавать их, выполнять несложные поручения, понимать слова "нельзя", "можно" и правильно на них реагировать.

 20. Развитие речи (от 1 года 6 месяцев до 2 лет). Понимание речи у детей данного возраста расширяется за счет слов, обозначающих предметы, находящиеся в комнате и вне ее, некоторых животных, их действия, игрушек (зайка, мишка, рыбка, птичка), признаков предметов, состояние вещей, местонахождение предмета, действий, связанных с выражением желаний (хотеть пить, есть, спать), окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом. 

 Формирование навыков: 

 1) понимания названий комнат жилого помещения, ориентировка в них, знания их предназначения;

 2) умения группировать знакомые предметы по названию, цвету, звучанию;

 3) умения внимательно слушать взрослого, выполнять его указания, запоминать и выполнять несложные поручения, состоящие из двух-трех действий, понимания речевых конструкций с предлогами в, на;

 4) умения пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пусти, подвинься). 

 В процессе общения с ребенком используются потешки, прибаутки, присказки для создания бодрого, радостного настроения, желания общаться с взрослыми, выполнять их указания, подражать их действиям и словам.

 Продолжение работы по развитию понимания выразительной речи: вопросительные, утвердительные, восклицательные интонации, выражающие отношение к содержанию произведения.

 Развитие активной речи при воспроизведении слов и фраз, произносимых взрослым, пропевании и проговаривании отдельных слов, слушании песенок, прибауток, стихов, потешек.

 Обогащение активного словаря, замена облегченных слов и звукоподражаний общеупотребительными речевыми формами, введение новых слов, обозначающих предметы и действия, обучение умению произносить слова, которые уже имеются в пассивном словаре. 

 Продолжение обучению называть предметы ближайшего окружения в естественной обстановке, на картинках, умению обращаться к взрослым и сверстникам (попроси, поблагодари, посмотри, кто пришел), произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трех слов, отвечать на понятные вопросы.

 Развитие способности внимательно слушать речь окружающих, выполнять их требования, выраженные в словесной форме.

 Формирование навыков правильной образцовой речи, построения предложений с учетом грамматических норм родного языка.

 Ожидаемые результаты:

 знает свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, некоторых средств передвижения;

 некоторых животных, их действия, признаки предметов, состояние вещей, место нахождения предмета;

 умеет выделять и называть отдельные части своего тела; заменять звукоподражательные слова на употребляемые;

 понимает простые по содержанию фразы, несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками;

 выражает словами и короткими фразами просьбу;

 произносит отчетливо гласные звуки и доступные в артикуляционном отношении согласные; 

 называет комнаты жилого помещения, ориентирется в них;

 группирует знакомые предметы по названию, цвету, звучанию;

 умеет внимательно слушать взрослого, выполняет его указания, запоминает и выполняет несложные поручения, состоящие из двух-трех действий, понимания речевых конструкций с предлогами в, на;

 пользуется словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пусти, подвинься).

 21. Художественная литература: 

 1) создание условий для слушания произведений, понимания доступных им по содержанию сказок, рассказов, стихотворений, потешек;

 2) формирование навыков сопереживания героям произведений, эмоционального отклика на ритм и музыкальность народных произведений, стихов, песенок. 

 22. Художественная литература (от 1 года до 1 года 6 месяцев):

 1) формирование навыков культуры слушания, понимания коротких, простых рассказов, стихотворений, потешек с использованием соответствующих картинок, игрушек, действий и аудио-видео материалов;

 2) развитие навыков слушания художественного текста и активного восприятия его содержания.

 23. Художественная литература (от 1 года 6 месяцев до 2 лет): 

 1) развитие понимания выразительной речи: вопросительные, утвердительные, восклицательные интонации, выражающие отношение к содержанию художественного произведения. Обучение произношению слов текста при повторном чтении, показе;

 2) обучение детей выполнению игровых действий, знакомых потешек в процессе чтения, рассказывания, показа, умению эмоционально откликаться на ритм и музыкальность народных произведений, стихов, песенок;

 3) обучение детей слушанию, умение следить за развитием сюжета и умению эмоционально откликаться на небольшие стихотворения, сказки, рассказы, в которых описываются поступки людей и животных, доступные пониманию детей явления природы: снег, дождь, лужи;

 4) в процессе чтения, рассказывания и показа вызывать у детей чувства сопереживания героям произведений, умению произносить слова текста;

 5) обучение детей участию в игровых действиях, умению эмоционально откликаться на ритм и музыкальность народных произведений, стихов, песенок;

 6) воспитание гуманных чувств, способность проявлять участие, доброту. 

 Ожидаемые результаты: 

 слушает и понимает короткие, простые рассказы, стихотворения, потешки;

 понимает вопросительные, утвердительные, восклицательные интонации в содержании художественного произведения;

 умеет произносить слова текста при повторном чтении;

 эмоционально откликается на небольшие стихотворения, сказки, рассказы;

 сопереживает героям произведений.

 Параграф 3. Образовательная область "Познание"

 24. Базовое содержание образовательной области "Познание" реализуется в организованной учебной деятельности – сенсорика, естествознание.

 25. В организации образовательной области "Познание" расширяется и обогащается ориентировка ребенка в окружающем мире, формируется чувственный опыт, совершенствуются ощущения и восприятия.

 26. Целью является обеспечение условий для формирования познавательных способностей, представлений о явлениях природы, жизни людей.

 27. Задачи: 

 формировать сенсорные способности; 

 развивать наглядно-действенное мышление, память, воображение, внимание, восприятие;

 формировать первоначальные понятия о явлениях живой и неживой природы;

 воспитывать бережное отношение к животному миру;

 расширять и обогащать знания об окружающем мире.

 28. Сенсорика. Формирование сенсорной сферы, развитие восприятия, внимания, мышления и предметно-манипулятивной деятельности, ориентировка в цвете, форме и величине.

 29. Сенсорика (от 1 года до 1 года 6 месяцев).

 Развитие способности подтягивать предметы за ленточку с помощью скользящей тесемки, притягивать за веревочку воздушный шарик, подтягивать к себе за веревку автомобиль, тележку; дергая за веревочку, вызывать звучание предмета.

 Обучение выполнению:

 1) взаимосвязанных прямых и обратных действий: умению раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики, цветные колпачки в коробку, ведерко, скатывать их по наклонной поверхности;

 2) задания на соотнесение предметов по величине или по форме, размещая вкладыши в соответствующие гнезда;

 3) собирать игрушки из двух частей в определенной последовательности, пирамидку на конической основе (стержне), состоящую из 2–3 колец разных размеров, а затем собирать пирамидку на прямом стержне из нескольких колец одного размера, затем из двух групп колец, резко различных по размеру;

 4) узнавать и работать с однородными предметами, окрашенными в цвета спектра: красный, желтый, зеленый, синий, а также белый и черный;

 5) различать звуки, которые могут издавать предметы из различных материалов, а также музыкальные тембры.

 30. Сенсорика (от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

 Формирование способностей:

 1) применять предметы-орудия, действовать с ними, различать форму, величину, цвет и звук;

 2) выполнять действия с более сложными предметами-палочкой с кольцом, сачком, черпачком, придвигая, доставая и перемещая их с помощью соответствующей игрушки, шарика;

 3) забивать колышки в сырой песок и в отверстия верстачка молотком;

 4) группировать однородные предметы по одному из признаков: по форме, цвету;

 5) для развития мелкой моторики пальцев: выполнять тонкие действия с предметами. Формирование у детей сенсомоторных координаций "глаз-рука" в ходе дидактических игр и в быту;

 6) для развития слуха: знакомить с предметами, издающими различные звуки (колокольчики, металлические подвесные палочки, игрушки-пищалки, музыкальные игрушки);

 7) для развития восприятия: различать два свойства одновременно: цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый);

 8) для развития логики: соотносить и группировать предметы, относительно близкие по форме, цвету и величине.

 Ожидаемые результаты:

 умеет составлять элементарные конструкции при помощи взрослого; 

 применяет простейшие предметы-орудия, с помощью которых можно выполнять действия; 

 группирует однородные предметы по одному из признаков (величина, форма);

 узнает и показывает знакомые предметы независимо от их размера и цвета;

 различает четыре основных цвета, понимает указания взрослого и может найти предмет в окружающем пространстве.

 31. Естествознание (от 1 года до 1 года 6 месяцев):

 1) формирование первоначальных понятий о явлениях живой и неживой природы;

 2) обучение умению узнавать предметы, их признаки, несложные действия, наблюдать за рыбками в аквариуме в уголке природы, птицами, прилетающими к кормушке, домашними птицами и животными (собака, кошка, кролик, попугай), различать деревья (кустарники), цветы, траву;

 3) развитие интереса к растениям и животным, воспитание заботливого отношение к ним.

 32. Естествознание (от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

 Формирование элементарных представлений о некоторых конкретных ситуациях общественной жизни.

 Обучение детей:

 1) узнаванию предметов в ближайшем окружении и на картинке, видов транспорта, домашних животных, умению подражать их голосам;

 2) умению различать и называть особенности животных: движения, отличительные признаки;

 3) наблюдению за явлениями природы, называнию их;

 4) умению обращать внимание на красоту цветущих комнатных растений;

 5) знанию некоторых овощей и фруктов, узнаванию их в натуральном виде и на картинках.

 Ожидаемые результаты:

 узнает и показывает несколько животных в натуре, на картинках;

 различает некоторые овощи и фрукты, узнает их в натуральном виде и на картинках;

 называет явления природы.

 Параграф 4. Образовательная область "Творчество"

 33. Базовое содержание образовательной области "Творчество" реализуется в организованной учебной деятельности – рисование, лепка, музыка.

 34. Целью является формирование познавательных, творческих, музыкальных способностей детей.

 35. Задачи:

 побуждать интерес к продуктивным видам деятельности; 

 развивать у детей наблюдательность;

 развивать наглядно-действенное мышление, память, воображение, внимание, восприятие;

 формировать представление об окружающем мире и сенсорные способности.

 36. Рисование: 

 1) формирование представления об изобразительном искусстве, средствах и материалах, используемых для рисования;

 2) обучение приемам изображения.

 37. Рисование (от 1 года до 1 года 6 месяцев):

 1) воспитание у детей интереса к рисованию;

 2) обучение детей рисованию карандашами, фломастерами, заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, рисовать пальчиками по бумаге красками, эмоционально реагировать на яркие цвета красок.

 38. Рисование (от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

 Обучение детей использованию 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), правильно располагать изображение на бумаге, технике работы с карандашом, фломастером, рисовать пальчиками и ладошкой.

 Ожидаемые результаты:

 проявляет желание рисовать карандашами, фломастерами; 

 эмоционально реагирует на яркие цвета красок; 

 ритмично заполняет лист бумаги яркими пятнами, мазками;

 аккуратно наносит ладошкой хлопки по бумаге.

 39. Лепка (от 1 года до 1 года 6 месяцев).

 Познакомить с глиной, ее свойствами. Обучение детей скатывать "шарики" из пластилина, глины круговыми движениями ладоней, лепить плоские, круглые формы.

 40. Лепка (от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

 Обучение детей умению лепить плоские, круглые формы, комбинировать полученные формы по собственному желанию, аккуратно обращаться с использованным материалом.

 Ожидаемые результаты:

 умеет:

 скатывать глину между ладонями;

 лепить плоские круглые формы;

 комбинировать полученные формы по показу воспитателя.

 41. Музыка.

 Формирование интереса к музыке, пению, музыкально-ритмическим движениям.

 42. Музыка (от 1 года до 1 года 6 месяцев).

 Обучение детей слушанию песен близких им по содержанию, умению эмоционально откликаться на их настроение, сопровождать их соответствующими движениями по показу взрослого, в дальнейшем - по словам песни.

 Ожидаемые результаты:

 умеет ходить под музыку;

 слушает песни в исполнении взрослого;

 выполняет игровые действия под музыкальное сопровождение;

 умеет передавать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями: притопывает, переступает с ноги на ногу, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук, кружится на месте. 

 43. Музыка (от 1 года 6 месяцев до 2 лет). 

 Обучение детей умению прислушиваться к мелодии и словам песен, узнавать их; откликаться эмоционально на музыкальное произведение веселого и спокойного характера, слушать песни в исполнении взрослого, передавать игровые действия, реагировать на смену в характере музыки. 

 Ожидаемые результаты:

 умеет ходить под музыку;

 слушает песни в исполнении взрослого и повторяет за ним, подпевает взрослому, повторяет интонации при исполнении песен;

 выполняет игровые действия под музыкальное сопровождение;

 умеет передавать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями: притопывает, переступает с ноги на ногу, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук, кружится на месте. 

 Параграф 5. Образовательная область "Социум"

 44. Цель: социализация детей раннего возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, развитие у них социальных навыков и навыков самообслуживания.

 45. Задачи: 

 создать условия для успешной адаптации детей к дошкольной организации; 

 проектировать предметно-пространственную развивающую среду как основы социализации детей;

 создать условия для воспитания самостоятельности в разных видах деятельности ребенка, самосознания и чувства собственного достоинства через оценки успехов в деятельности и общении;

 побудить ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками;

 формировать социально-коммуникативные навыки ребенка и его гармоничное вхождение в социум;

 организовывать игры для детей раннего возраста для их общего развития и социализации.

 Глава 3. Младшая группа (от 2-х лет)

 Параграф 1. Образовательная область "Здоровье"

 46. Базовое содержание образовательной области "Здоровье" реализуется в организованной учебной деятельности - физическая культура.

 47. Целью является формирование физических умений и навыков и основных видов движений с применением здоровьесберегающих технологий.

 48. Задачи: 

 укреплять здоровье детей с использованием общеразвивающих упражнений, национальных, пальчиковых, подвижных игр, закаливающих процедур;

 развивать основные виды движений;

 формировать начальное представление о здоровом образе жизни и готовности к совместной деятельности со сверстниками.

 Параграф 2. І полугодие

 49. Физическая культура.

 Общеразвивающие упражнения.

 Повороты (вправо-влево), скрещивание рук перед грудью и разведение в стороны, хлопки перед собой, поднимание рук вперед, вверх, в стороны, сгибание и разгибание их, сжимание и разжимание пальцев. Сгибание и разгибание ноги в колене (стоя на другой), в положении сидя на полу, приседание и подъем на носки, держась за опору, шаги вперед, в стороны, назад, выставление ноги вперед, на пятку, сгибание (разгибание) стоп. Повороты туловища вправо-влево, с передачей предмета рядом стоящему-сидящему. Поднимание и опускание ног в положении лежа, на спине, одновременное движение руками и ногами. Переворачивание со спины на бок, на живот и обратно. Наклоны вперед, в стороны, стоя на коленях.

 Основные движения:

 1) ходьба стайкой за педагогом, парами; по кругу взявшись за руки, ходьба с изменением темпа, с изменением направления, с переходом на бег, по ориентиру (по периметру ковра, до веревочки), с переходом через препятствие, по доске длиной 2,5 – 2 м, шириной 25 см (2 год жизни), 20 см. (3 год жизни), перешагивание через веревку или палку;

 2) бег обычный, врассыпную, в заданном направлении; в разном темпе, между предметами по кругу, на носках, остановкой по сигналу, друг за другом, подгруппами и всей группой, с изменением направления, врассыпную, друг за другом (до 20м), непрерывно в течении 30-40 сек., переход от ходьбы к бегу и наоборот;

 3) прыжки: подскоки на двух ногах на месте, прыжки на двух ногах с продвижением вперед через ленточку, скакалку, лежащие на полу на расстоянии 10-20 см., через "дорожку" из 2 веревок, спрыгивание с высоты 10-15 см;

 4) ползание на четвереньках (в упоре на ладонях и коленях) по ограниченной плоскости, наклонной доски до цели, под дугой, гимнастической скамейке, под различные предметы: стул, стол, веревочка, по дорожке. Лазание на подиум высотой 10 см., площадь поверхности подиума 50х50 см;

 5) бросание, ловля, метание двумя руками разными способами из разных положений (от груди, снизу, вверх (без ловли), в цель (горизонтальную) с расстояния 1 - 1,25м, вертикальную на уровне глаз и груди ребенка прокатывание мяча сидя с расстояния 0,5-1,5м под различные предметы, катание мяча друг другу;

 6) равновесие ходьба по прямой дорожке, ограниченной линиями (ширина 20-25 см, длина 2-2,5 м) по шнуру, по гимнастической скамейке, влезание на предметы (гимнастическую скамейку, мягкие модули и другие.): встать, поднять руки вверх, слезть; перешагивание через предметы (высота 10-15 см): из обруча в обруч, по доске с перешагиванием через несколько препятствий (ленточки, кубики и так далее.), расположенных на расстоянии 20 см, медленное кружение на месте.

 Культурно-гигиенические навыки:

 1) закреплять знания и умения по выполнению культурно-гигиенических правил; 

 2) продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых, пользоваться носовым платком;

 3) упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек; закреплять умение аккуратно складывать сою одежду в шкаф или на стульчик перед сном; учить видеть непорядок в одежде товарища и предлагать ему свою помощь;

 4) закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить одежду, не разбрызгивать воду при умывании;

 5) формировать элементарные навыки поведения за столом: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом; продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.

 Оздоровительно-закаливающие процедуры: 

 1) закаливание детей в сочетании с воздушными, водными процедурами, воздействием ультрафиолетовых лучей во время прогулок;

 2) в качестве водного закаливания используется топтание в ванночке, дно которой покрыто мелкой галькой. Температура воды при этом снижается на 2 градуса каждые три дня с +30°С до +18°С – +16°С.

 Самостоятельная двигательная активность.

 Выполнение некоторых движений по показу взрослого, проявление положительного эмоционального отношения к двигательной деятельности, желание самостоятельно воспроизводить ранее освоенные движения.

 Спортивные упражнения:

 1) катание на санках: катание ребенка взрослым, скатывание с горки, сидя на санках, катание санок за веревочку, катание игрушек на санках ребенком;

 2) катание на велосипеде: посадка на трехколесный велосипед, схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого, управление рулем с помощью взрослого и самостоятельно;

 3) скольжение по ледяным дорожкам: прокатывание детей взрослым, держа за руки.

 Ожидаемые результаты:

 умеет выполнять физические упражнения одновременно со взрослым; 

 владеет различными видами основных движений: ходьба, бег, лазание, прыжки, равновесие;

 выполняет спортивные упражнения;

 владеет первоначальными навыками личной гигиены;

 проявляет положительные эмоции при проведении национальных пальчиковых игр, закаливающих процедур и соблюдает их.

 Параграф 3. ІІ полугодие

 50. Физическая культура.

 Общеразвивающие упражнения. 

 Скрещивание рук перед грудью и разведение в стороны, отведение назад за спину, хлопки перед собой. Приседание и подъем на носки, держась за опору, шаги вперед, в стороны, назад, выставление ноги вперед, на пятку, приседание с предметом в руках, сгибание (разгибание) стоп, повороты туловища вправо–влево, с передачей предмета рядом стоящему-сидящему, поднимание и опускание ног в положении лежа, на спине, одновременное движение руками и ногами, переворачивание со спины на бок, на живот и обратно, наклоны вперед, в стороны, стоя на коленях.

 Основные движения:

 1) ходьба обычная, в разные стороны и в заданном направлении по кругу, с разным положением рук, взявшись за руки, на носках, парами, подгруппами и всей группой и наоборот с изменением темпа, с остановкой по сигналу, по извилистому шнуру, с переступанием через веревочки, брусок, кубики, гимнастические палки, лежащие на полу или приподнятые на высоту 15-30 см от пола;

 2) бег обычный, врассыпную, в заданном направлении, в разном темпе, между предметами по кругу, на носках, остановкой по сигналу, друг за другом, подгруппами и всей группой, с изменением направления, врассыпную, друг за другом (до 20 м), непрерывно в течении 30-40 сек., переход от ходьбы к бегу и наоборот;

 3) прыжки: подскоки на двух ногах на месте, прыжки на двух ногах с продвижением вперед до предмета (10-15 см), в длину с места (20-50 см), спрыгивание с высоты 10-15 см, через ленточку, скакалку, лежащие на полу на расстоянии 10-20 см (через дорожку из 2 веревок);

 4) ползание на четвереньках (в упоре на ладонях и коленях) по ограниченной плоскости, наклонной доске до цели, под дугой, гимнастической скамейке, под различные предметы: стул, стол, веревочка, по дорожке. Лазанье на подиум высотой 10 см, площадь поверхности подиума 50х50 см.;

 5) бросание, ловля, метание двумя руками разными способами в разных положениях (от груди, снизу, из-за головы, вверх (без ловли), в цель (горизонтальную) с расстояния 1 - 1,25 м, вертикальную на уровне глаз и груди ребенка прокатывание мяча, сидя и стоя, с расстояния 0,5-1,5 м под различные предметы, катание мяча друг другу, отбивание мяча от пола одной и двумя руками;

 6) равновесие: ходьба по прямой дорожке, ограниченной линиями (ширина 20-25 см, длина 2-2,5 м), по шнуру, по гимнастической скамейке, по наклонной доске (шириной 25 см, один конец приподнят на 15-20 см), влезание на предметы (гимнастическую скамейку, мягкие модули и другие.): встать, поднять руки вверх, слезть, перешагивание через препятствия (высота 10-15 см): из обруча в обруч, на четвереньках по доске с перешагиванием через несколько препятствий (ленточки, кубики и так далее), расположенных на расстоянии 20 см; медленное кружение на месте.

 Культурно-гигиенические навыки:

 1) закрепление знаний и применение культурно-гигиенических правил. Обеспечение самостоятельной двигательной деятельности;

 2) создание условий, способствующих регуляции двигательной активности в самостоятельных играх.

 Оздоровительно-закаливающие процедуры:

 1) закаливание детей обеспечивается сочетанием воздушных, водных процедур, воздействием ультрафиолетовых лучей во время прогулок. Используются местные и общие процедуры;

 2) в холодный период года дети могут гулять при температуре воздуха не ниже -15°С при 4–5 слоях одежды;

 3) воздушные ванны применяются при переодевании несколько раз в день, длительность воздушных ванн увеличивается с 2–3 минут до 6 – 10;

 4) в качестве водного закаливания используется топтание в ванночке, дно которой покрыто мелкой галькой. Температура воды при этом снижается на 2 градуса каждые три дня с +35°С – +34°С до +23°С.– +22°С. при других обычных процедурах температура воды постепенно снижается с +30°С до +18°С – +16°С. 

 Самостоятельная двигательная активность. 

 Выполнение некоторых движений по показу взрослого, проявление положительного эмоционального отношения к двигательной деятельности, желание самостоятельно воспроизводить ранее освоенные движения.

 Спортивные упражнения:

 1) катание на санках: катание ребенка взрослым; скатывание с горки, сидя на санках, катание санок за веревочку, катание на санках ребенком игрушек, попытки катать друг друга;

 2) катание на велосипеде: посадка на трехколесный велосипед, схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого, попытки продвижения самостоятельно, управление рулем с помощью взрослого и самостоятельно;

 3) скольжение по ледяным дорожкам: прокатывание детей взрослым, держа за руки.

 Ожидаемые результаты:

 умеет выполнять физические упражнения одновременно со взрослым; 

 владеет различными видами основных движений;

 имеет представление о первоначальной технике выполнения спортивных упражнений;

 владеет первоначальными навыками личной гигиены;

 проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур.

 Параграф 4. Образовательная область "Коммуникация"

 51. Базовое содержание образовательной области "Коммуникация" реализуется в организованной учебной деятельности - развитие речи, художественная литература.

 52. Целью является формирование навыков речевого общения, словарного запаса, интереса к произведениям устного народного творчества и литературным произведениям. 

 53. Задачи:

 развивать правильное произношение звуков, связную речь;

 приобщать к устному народному творчеству;

 расширять запас пассивного и активного словаря;

 развивать устную и связную речь в различных формах и видах деятельности.

 Параграф 5. I полугодие

 54. Развитие речи.

 Звуковая культура речи.

 Формирование умений:

 1) слышать и слушать речь окружающих, дифференцирование различных звуков, громкости и скорости произношения;

 2) правильно произносить гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных) с использованием звукоподражательного слова;

 3) четкого произношения звуков, слов и фраз с учетом темпа речи, высоты и силы голоса.

 Словарный запас.

 Обучение детей называнию качества предметов и действий с ними; речевому общению, разговорной речи; описанию предметов (одежда, посуда), используя существительные, прилагательные.

 Грамматический строй речи.

 Обучение детей пониманию речи воспитателя, использованию в речи существительных с глаголами, прилагательными для описания предметов, употреблению формы множественного числа, составлению словосочетаний (прил. + сущ., сущ. + глаг.) с учетом правильного произношения слов.

 Связная речь.

 Обучение детей слушанию речи взрослых, развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками, умение отвечать на простейшие вопросы ("Кто?", "Что?" "Что делает?") и более сложные ("Что держит?", "Что везет?"), обучение эмоциональному восприятию художественного слова, пониманию содержания и образа произведений детской литературы, рассказыванию наизусть небольших потешек, стишков.

 Ожидаемые результаты:

 умеет произносить звуки и слова, правильно артикулирует гласные и согласные звуки;

 понимает слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), бытовые и игровые действия (гулять, кушать), контрастные размеры (большой, маленький), умеет согласовывать существительные, местоимения с глаголами;

 слушает и понимает задаваемые вопросы, отвечает на них; 

 запоминает отрывки хорошо знакомых сказок.

 55. Художественная литература.

 Обучение детей:

 1) пониманию содержания сказок, рассказов, стихов и прослеживанию за развитием действий;

 2) восприятию интонации потешек;

 3) прослеживанию за появлением персонажей, их взаимодействиями;

 4) пониманию контрастности образов в сказках, рассказах, стихах;

 5) повторению знакомых потешек;

 6) участию в играх по несложным сюжетам с использованием игрушек.

 Ожидаемые результаты:

 владеет навыками слушания и говорения;

 знает наизусть небольшие потешки, стихотворения;

 эмоционально откликается на содержание произведений; 

 умеет слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения; 

 умеет элементарно отражать в играх образы персонажей.

 Параграф 6. II полугодие

 56. Развитие речи. 

 Звуковая культура речи. 

 Формирование умений и навыков: 

 1) звуковой культуры речи; 

 2) правильного произношения гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных) и слов родной речи, развитие голосового аппарата;

 3) развитие мелкой моторики рук;

 4) проведение артикулляционной гимнастики.

 Закрепление умений и навыков:

 1) произношения звукоподражательных слов с разной громкостью, в разном темпе, с разной высотой голоса;

 2) произношения звуков и слов во фразовой речи, в предложении;

 3) воспроизведения соответствующей интонации, ритмического рисунка речи.

 Словарный запас.

 Обогащение активного словаря детей: умению называть качества предметов и действия с ними.

 Формирование навыков:

 1) речевого общения, разговорной речи;

 2) использования частей речи, слов, обозначающих предметы посуды, одежды, мебели и действия с ними в повседневной жизни;

 3) знания признаков предметов, позже - животных и их детенышей, овощей, фруктов, растений, трудовых действий.

 Грамматический строй речи.

 Формирование навыков:

 1) отвечать на простейшие вопросы;

 2) овладению интонационной завершенностью речи.

 Связная речь.

 Закрепление умений и навыков:

 1) диалогической формы речи;

 2) задавать вопросы о прочитанном, увиденном, высказываться об игрушках, изображенных на картине;

 3) слушания речи окружающих без наглядного сопровождения, рассказов на бытовую или сказочную тематику;

 4) говорения фразами (3–5 слов), умения драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок;

 5) рассматривания иллюстраций в книге, составления вопросов и ответов по их содержанию, заучивания потешек, небольших по объему стихотворений.

 Ожидаемые результаты:

 переходит от коротких предложений к более сложным;

 отвечает на вопросы о себе, членах семьи, любимых игрушках;

 пользуется словами для выражения желаний, чувств, мысли;

 правильно артикулирует гласные и согласные звуки; 

 делится информацией, может пожаловаться на неудобство (устал, жарко) и действия сверстников (не дает игрушку).

 57. Художественная литература.

 Формирование навыков:

 1) сопереживания событиям, сочувствия персонажам сказок, рассказов;

 2) эмоционального восприятия ритмичных игровых повторов, сюжетов потешек со многими персонажами;

 3) устойчивого интереса к чтению взрослыми потешек, стихов, рассказов, к рассказыванию сказок, показу книг;

 4) эмоционального восприятия и понимания содержания, элементарного отражения в играх образов - персонажей;

 5) заучивания коротких потешек, выражения радости и гордости в стихах о празднике;

 6) разыгрывания простейших сюжетов знакомых произведений;

 7) рассказывания знакомых потешек, стихов не спеша, внятно.

 Ожидаемые результаты: 

 употребляет в активном словаре все части речи;

 слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения;

 говорит фразами, предложениями, состоящими из 3–5 слов, делится информацией; 

 отвечает на вопросы по их содержанию, рассказывает короткие стихи не спеша, внятно;

 эмоционально воспринимает и понимает содержание сказок;

 вступает в контакт со сверстниками.

 Параграф 7. Образовательная область "Познание"

 58. Базовое содержание образовательной области "Познание" реализуется в организованной учебной деятельности – сенсорика, конструирование, естествознание.

 59. Целью является развитие познавательных способностей, расширение кругозора детей.

 60. Задачи:

 формировать элементарные математические представления;

 обогащать разнообразными сенсорными впечатлениями;

 обучать конструированию простейших построек;

 воспитывать интерес к явлениям природы;

 учить бережно относиться к растениям и животным, замечать их красоту;

 развивать умение совместной деятельности для взаимодействия с окружающим миром.

 Параграф 8. I полугодие

 61. Сенсорика:

 1) формирование навыков использования предметов - орудий, выполнения задания, ориентируясь на образец и словесное указание;

 2) развитие координации движений, мелкой моторики рук, сенсомоторных пространственных координаций "глаз – рука".

 Совершенствование умений: 

 1) группировать однородные предметы, резко различающиеся по величине, форме, цвету и геометрическим фигурам разных величин;

 2) соотносить и отбирать геометрические формы по основным цветам, различной величины, по более сходным свойствам.

 Ожидаемые результаты: 

 умеет выполнять задания, ориентируясь на образец и словесное указание;

 имеет навыки координации движений, мелкой моторики рук;

 адекватно использует названия цветов;

 находит предметы по цвету, размеру по указанию взрослых;

 соотносит и отбирает геометрические формы различной величины по основным свойствам;

 владеет элементарной зрительно-моторной координацией: может крутить пальцем диск телефона, воспроизводить простые формы.

 62. Конструирование.

 Обучение детей:

 1) конструированию постройки из строительного материала и крупных деталей конструкторов;

 2) выделению части, определению, из каких деталей выполнен предмет, нахождению недостающих частей конструкции домика, машины, мебели.

 Формирование знаний: 

 1) о деревянных, пластмассовых строительных материалах, содержащих геометрические фигуры разного цвета и формы;

 2) о материале (кубики, кирпичики), их форме, величине, различном положении на плоскости стола (кирпичик лежит, стоит) и с разной устойчивостью в зависимости от положения;

 3) о размещении кирпичиков по горизонтали, накладывании их один на другой, сочетании кирпичиков с кубиками - стол, стул, диван, домик, трамвай, мост, горка;

 4) о размещении кирпичиков в разных комбинациях, образуя простейшие перекрытия.

 Формирование навыков детей аккуратно соединять детали, выстраивая их в линию и учитывая пространственные признаки.

 Ожидаемые результаты: 

 умеет конструировать постройки из строительного материала и крупных деталей конструкторов (стол, стул, диван, домик, трамвай, мост, горка);

 выделяет части, называет из каких деталей выполнен предмет, находит недостающие части конструкции домика, машины, мебели;

 имеет представление о свойствах строительных материалов;

 группирует материалы по их форме, величине;

 называет полученные элементарные постройки.

 63. Естествознание:

 1) расширение знаний о явлениях живой и неживой природы. Формирование первоначальных представлений о животном мире. Воспитание бережного отношения к растениям и животным. Ознакомление с характерными особенностями животных, обучение умению различать и называть части тела (мордочка, хвост, лапы). Формирование простейших представлений об овощах и фруктах (помидоры, огурцы, яблоки); 

 2) наблюдение за трудом взрослых на участке, птицами, прилетающими на участок, характерными для данного сезона явлениями природы. Восприятие красоты окружающей природы.

 Ожидаемые результаты:

 называет и различает по внешнему виду и вкусу несколько видов овощей и фруктов;

 выделяет части тела животных, обращает внимание на их поведение, внешний вид; 

 узнает и называет птиц, прилетающих на участок; 

 называет характерные сезонные изменения природы.

 Параграф 9. II полугодие

 64. Сенсорика.

 Формирование умений:

 1) учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: изобразительной, конструктивной;

 2) закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, осуществляя выбор заданных сенсорных свойств из 3-4 возможных;

 3) различать количество предметов (один — много);

 4) привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик, большая матрешка – маленькая матрешка, большие мячи – маленькие мячи и т. д.).

 Ожидаемые результаты:

 умеет группировать однородные предметы близкие по величине, форме, цвету;

 понимает слова, обозначающие различные величины предметов, их цвет и форму; 

 составляет пирамидки разных цветов из трех и более последовательно уменьшающихся деталей;

 владеет первоначальными навыками ориентировки в пространстве

 различает количество предметов (один – много);

 различают предметы контрастных размеров и их обозначение (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т. д.). 

 65. Конструирование.

 Конструирование из строительного материала, крупных деталей конструкторов.

 Формирование умений:

 1) построения отдельных предметов мебели в разных вариантах, сооружение двух-трех построек сразу (стол и стулья, стол и диван), умение отбирать материал с учетом его конструктивных свойств;

 2) называния полученных элементарных построек и обыгрывания их, используя сюжетные игрушки, соразмерные масштабам постройки, разбора постройки и аккуратного складывания деталей в коробки;

 3) составления вместе с детьми простых комбинаций;

 4) составления совместных простых комбинаций работы с бумагой (сминание и разрывание), видеть в смятых комочках и разорванных бумажках "образ";

 5) играть вместе со сверстниками.

 Закрепление навыков простейших конструкций: накладывать, приставлять, прикладывать.

 Ожидаемые результаты:

 умеет конструировать из строительного материала и крупных деталей конструкторов, собирать элементарные пазлы;

 подбирает и группирует предметы по форме, цвету, величине, назначению;

 различает основные формы строительного материала (кубики, кирпичики); 

 знает названия транспортных средств, частей автомобиля;

 появляются действия с предметами-заместителями;

 называет полученные элементарные постройки и обыгрывает их, используя игрушки.

 66. Естествознание.

 Обучение детей:

 1) проявлению интереса к явлениям живой и неживой природы;

 2) ознакомлению со свойствами природных материалов (песок рассыпается, если полить, можно лепить пирожки, чашки для кукол);

 3) умению находить на картинке и называть животных;

 4) ознакомлению с характерными особенностями животных, умению различать и называть части тела (мордочка, хвост, лапы);

 5) формированию простейших представлений об овощах и фруктах (помидоры, огурцы, морковь, яблоки);

 6) умению замечать красоту окружающей природы. 

 Наблюдать за:

 1) трудом взрослых на участке (дворник);

 2) птицами, прилетающими на участок (воробьи, голуби, вороны);

 3) домашними птицами (курочка, петух, утка);

 4) характерными для данного сезона явлениями природы; 

 5) проявляет любовь и заботу к растениям и животным.

 Ожидаемые результаты: 

 умеет находить на картинке и называть животных, называет их характерные особенности;

 правильно называет и различает по внешнему виду и вкусу несколько видов овощей и фруктов;

 называет характерные особенности домашних птиц;

 правильно употребляет слова: дерево, трава, цветок;

 имеет представление о свойствах природных материалов;

 бережно относится к растениям и животным.

 Параграф 10. Образовательная область "Творчество"

 67. Базовое содержание образовательной области "Творчество" реализуется в организованной учебной деятельности – рисование, лепка, аппликация, музыка.

 68. Целью является формирование эстетического восприятия, развитие самостоятельной практической и творческой деятельности детей.

 69. Задачи:

 формировать творческий интерес к изобразительному искусству, музыке, пению, игре на простейших инструментах;

 ознакомить с бумагой, карандашом, кистью, красками, глиной;

 совершенствовать технику выполнения аппликации без наклеивания;

 научить располагать изображение по всей поверхности листа, изображать предметы, похожие на округлую, удлиненную формы;

 ознакомить с иллюстрациями художников;

 обучать умению бережно относиться к материалу, правильно его использовать;

 воспитывать интерес детей к музыкальному творчеству, чувству прекрасного.

 Параграф 11. I полугодие

 70. Рисование:

 1) привитие интереса к изобразительной деятельности, развитие художественного воприятия детей;

 2) совершенствование техники рисования;

 3) обучение умению проводить мазки, прямые, волнообразные и замкнутые округлые линии, ритмично повторяя эти движения (дождь, снег, листопад, дорожка, дым), располагать изображение по всей поверхности листа;

 4) воспитание у детей эмоционально-эстетического отношения к ярким цветам красок.

 Ожидаемые результаты:

 умеет изображать предметы, похожие на округлую, удлиненную формы;

 знает свойство бумаги; правильно держит карандаш (тремя пальцами);

 различает цвета и правильно называет их; 

 радуется своим рисункам, называет то, что на нем изображено.

 71. Лепка:

 1) формирование у детей знаний о глине, пластилине и их свойствах;

 2) совершенствование умения правильно пользоваться глиной;

 3) формирование технических навыков лепки предметов простой и более сложных форм.

 Ожидаемые результаты:

 знает свойства глины, пластилина;

 имеет первоначальные навыки работы с глиной и пластилином;

 владеет простейшими приемами лепки (отрывать куски от большого кома, соединять их в одно целое, самостоятельно скатывать глину);

 лепит предметы путем соединения шариков одинаковой и разной величины.

 72. Аппликация. 

 Обучение детей выкладыванию и составлению на листе бумаги (на полоске, квадрате) изображения на фланелеграфе. 

 Формирование навыков:

 1) работы на фланелеграфе: выкладывание и составление простых композиций;

 2) использования полотна фланелеграфа, геометрических форм, выкладывания машин, домов, мячей, шаров, цветов, казахских национальных головных уборов.

 Ожидаемые результаты: 

 умеет выкладывать и составлять на листе бумаги из геометрических форм простейшие фигуры (машина, дом, снеговик);

 выкладывает и составляет простые композиции на фланелеграфе;

 радуется выполненной работе.

 73. Музыка. 

 Слушание музыки: 

 1) формирование интереса к слушанию музыки и соблюдению правил слушания музыкальных произведений разного жанра – песенка, полька, марш, вальс, спокойные и веселые песни;

 2) формирование навыков понимания смысла песни и умения различать высокое и низкое звучание колокольчиков, регистров фортепиано, разного ритма, прослушивать знакомые мелодии на разных музыкальных инструментах, узнавать эти мелодии;

 3) слушание новых песен без музыкально-двигательного показа.

 Пение:

 1) формирование интереса к пению, подпевание отдельных слогов и слов песен, подражание интонации воспитателя, совместное пение со взрослым, подражая протяжному звучанию, подстраивание к пению взрослого и инструменту, пение без напряжения, естественным голосом, не форсируя звук и не выкрикивая отдельные слова;

 2) формирование навыков пения индивидуально и группами, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии.

 Музыкально-ритмические движения.

 Формирование навыков:

 1) движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки;

 2) смены движений на двухчастную форму пьесы, изменение силы звучания (громко – тихо), его начало и окончание;

 3) хождения и бега под музыку, движения по кругу, взявшись за руки и парами;

 4) простейших музыкально-ритмических движений: хлопать в ладоши и одновременно топать ногами, приседать, покачиваться с ноги на ногу;

 5) использования отдельных элементов движений для инсценирования песен, запоминания несложной последовательности движений;

 6) движения с предметами: бубном, погремушкой, передавая равномерный ритм, разные образно-игровые движения;

 7) перехода от одних движений к другим в упражнениях и плясках соответственно с контрастами сопровождающей музыки (тихо - громко, высоко - низко, медленно - быстро);

 8) передачи характера движений и перехода от одного эпизода игры к следующему соответственно с музыкальной характеристикой ее персонажей и действий в сюжетных музыкальных играх.

 Ожидаемые результаты:

 различает характер музыкальных произведений (спокойные и веселые песни, пьесы и так далее.);

 понимает и эмоционально реагирует на содержание (о ком, о чем поется);

 подпевает фразы в песне (совместно со взрослым), воспроизводит движения, показываемые взрослым (хлопает, притоптывает ногой, делает повороты кистями рук);

 начинает и заканчивает движения с началом и окончанием музыки (зайка прыгает, бабочки летают);

 выполняет плясовые движения в кругу с характером музыки или содержания песни;

 называет некоторые музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушка и другие.).

 Параграф 12. II полугодие

 74. Рисование.

 Формирование умений:

 1) передачи образов посредством контрастного сочетания цветовых пятен, располагая их на всем листе;

 2) изображения округлой и волнообразных линий, создания рисунка нетрадиционным способом движения (шары, солнышко, рыбки, ленточка и так далее.);

 3) работы с красками;

 4) рисования пальчиком на бумаге, песке;

 5) привитие интереса к совместным действиям со взрослым (дополнять рисунок, выполненный взрослыми);

 6) проявлять интерес к результату изобразительной деятельности, рассмотрению и обсуждению детских работ, нахождению знакомых предметов, персонажей;

 7) ориентироваться на листе бумаги. 

 Формирование навыков:

 1) выполнения определенных правил: сидеть правильно, не мять бумагу, не стучать карандашом;

 2) выполнение аккуратной работы.

 Ожидаемые результаты: 

 владеет первоначальной техникой рисования на бумаге и на песке (проводит вращательные непрерывные линии);

 рисует цветными карандашами, фломастерами, гуашью четырех цветов;

 наносит красками штрихи, мазки, полоски на листе бумаги;

 владеет пространственной ориентировкой на листе бумаги.

 75. Лепка.

 Формирование умений и навыков:

 1) углубления пальцем на поверхности формы при лепке чашки, мисочки;

 2) нахождения сходства с предметами;

 3) соединения комочков при лепке;

 4) лепки украшений для куклы: браслет, кольцо, ручные часы;

 5) пользования материалами для лепки;

 6) лепки на специальной доске;

 7) вытирания рук влажной салфеткой;

 8) наведения порядка: ставить готовое изделие на подставку, убирать материал после работы.

 Ожидаемые результаты:

 умеет сплющивать шарик между ладонями, делать пальцами углубления на поверхности (печенье для куклы);

 лепит предметы путем соединения разных форм (грибок на ножке);

 соотносит вылепленные формы со знакомыми ему предметами;

 знает и применяет технические навыки при лепке;

 проявляет радость при рассматривании народных игрушек, делится впечатлениями о выполненной работе;

 76. Аппликация.

 Формирование умения выкладывать симметричные фигуры и интегрировать аппликацию и рисование.

 Ожидаемые результаты:

 располагает на фланелеграфе предметы путем соединения разных форм (шарик на ниточке, домик);

 умеет дорисовывать элемент к готовому силуэту (котенку дорисовать хвостик);

 знает и применяет первоначальные технические навыки; выкладывает симметричные фигуры на листе бумаги.

 77. Музыка.

 Слушание музыки.

 Формирование умения слушать музыку, узнавать знакомые песни и распознавать их по характерному вступлению. Привитие интереса к рассказам, сопровождаемым музыкальными иллюстрациями. Формирование навыков запоминания музыки и узнавания персонажа по иллюстрации, рассказу.

 Пение:

 1) обучение умению вовремя начинать и заканчивать пение, петь, не опережая и не отставая, выдерживать паузы;

 2) формирование навыков подпевания, повторяющихся в песне фраз, подстраиваясь к интонациям голоса взрослого.

 Музыкально-ритмические движения.

 Формирование навыков:

 1) выполнения движения рук: "хлоп-хлоп", движения ног: "топ-топ", повороты туловища вправо-влево, наклоны головы вправо-влево, помахивание рук, ходьба по кругу;

 2) музыкально-ритмических движений: выставление поочередно ног на носок, пятку; топающий шаг на месте, по кругу, врассыпную;

 3) запоминания и воспроизведения в соответствии с музыкой новых сочетаний знакомых движений;

 4) воспроизведения движений, разученных во время организованной учебной деятельности, напевая при этом песню соответствующего содержания;

 5) извлечения звуков из инструментов во время самостоятельной игры и деятельности (с участием взрослых);

 6) пения, разучивания песен и самостоятельного аккомпанирования на воображаемом инструменте, подражая движениям взрослого;

 7) слушания песни и пьесы в исполнении педагога на разных инструментах и в аудио-видео записях, подпевания знакомых песен, активного участия в играх и хороводах, в несложных инсценировках.

 Ожидаемые результаты:

 узнает знакомые песни и различает высоту звуков;

 понимает смысл песни;

 проявляет желание петь совместно со взрослыми;

 называет музыкальные инструменты (погремушка, барабан, бубен, домбра);

 различает высокое и низкое звучание музыкальной фразы, правильно передает ритм и отдельные интонации мелодии, запоминает слова песни;

 двигается в соответствии с характером музыки.

 Параграф 13. Образовательная область "Социум"

 78. Цель: позитивная социализация детей и приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, развитие у них социальных навыков и навыков самообучения. 

 79. Задачи:

 уметь обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей;

 формировать самосознание связанного с идентификацией с именем и полом;

 раскрыть личность ребенка: воспитывать чувства собственного достоинства, уважительного отношения к другим и принадлежности к своей семье;

 создать условия для взаимодействия со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;

  1.  установить положительное отношение.