"Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов"
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 мая 2020 года № 207. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 мая 2020 года № 20651
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17657, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов от 14 ноября 2018 года) следующие изменения и дополнения:
Типовые правиладеятельности дошкольных организаций, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу.
Типовые правила деятельности организаций среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего), утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.
в Типовых правилах деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, утвержденных указанным приказом:
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются организациями, реализующими образовательные программы ТиПО, на основе разработанных профессиональных стандартов (при наличии) в соотвествии со статьей 117 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее-профессиональный стандарт), на основе государственного общеобязательного стандарта ТиПО (при отсутствии типовых учебных программ и типовых учебных планов по родственным квалификациям в рамках одной специальности) утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17669), на основе типовых учебных планов и типовых учебных программ, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2017 года № 553 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16013) и типовых учебных планов и типовых учебных программ по специальностям технического и профессионального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июня 2015 года № 384 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11690) (далее – приказ № 384).";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Предоставление академических отпусков обучающимся в организациях образования, реализующих образовательные программы ТиПО, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления академических отпусков обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 506 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10475).";
пункт 21 изложить в следующей редакции:
"21. Участниками образовательного процесса организаций образования, реализующих образовательные программы ТиПО, являются обучающиеся, педагоги и законные представители несовершеннолетних обучающихся.";
пункты 23, 24 и 25 изложить в следующей редакции:
"23. К педагогам в организациях образования, реализующим образовательные программы ТиПО, относятся лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющие профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности, а также лица, прошедшие педагогическую переподготовку согласно пункту 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
24. Количество педагогов и перечень должностей педагогов в организациях образования, реализующих образовательные программы ТиПО, определяются в соответствии с подпунктом 11) статьи 4 и подпунктом 1) пункта 9-1 статьи 44 Закона Республики Казахстан "Об образовании".
25. Замещение должностей педагогов организаций образования, реализующих образовательные программы ТиПО, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.";
пункты 36, 37 и 38 изложить в следующей редакции:
"36. Педагоги организаций образования, реализующих образовательные программы ТиПО, проходят ежегодно медицинские обследования в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128 "Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10634).
37. В ТиПО создаются коллегиальные органы управления. Формами коллегиального управления ТиПО являются педагогический, учебно-методический, попечительские советы и совет по педагогической этике.
38. Наличие фонда библиотеки формируется по отношению к контингенту обучающихся и по языкам обучения на полный период обучения в соответствии с типовыми учебными планами, образовательными программами ТиПО в формате печатных и (или) электронных изданий.";
Дополнить пунктами 42, 43, 44 и 45 следующего содержания:
"42. Организации образования, реализующие образовательные программы ТиПО, в целях предоставления качественных образовательных услуг обеспечивают повышение квалификации руководящих кадров и педагогов согласно пункту 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
43. Организации образования, реализующие образовательные программы ТиПО, обеспечивают осуществление непрерывного приема обучающихся в организациях ТиПО по имеющимся специальностям.
44. Для создания надлежащих условий в организациях образования, реализующие образовательные программы ТиПО необходимо наличие материальных активов (учебных кабинетов, оснащенность компьютерными классами, компьютерами, подключенными к сети интернет, учебных лабораторий, производственных мастерских, полигонов, спортивных залов, медицинских пунктов, столовой или буфет), зданий (учебных корпусов, производственных мастерских): собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, доверительного управления с учебными помещениями, имеющими площадь, соответствующим санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15681), а также наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях организации ТиПО.
45. Организации образования, реализующие образовательные программы ТиПО, создают условия для проживания обучающихся в общежитиях, хостелах и гостиницах.";
в Типовых правилах деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы послесреднего образования, утвержденных указанным приказом:
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются организациями, реализующими образовательные программы ПО, на основе разработанных профессиональных стандартов (при наличии) в соотвествии со статьей 117 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее-профессиональный стандарт), на основе государственного общеобязательного стандарта ПО (при отсутствии типовых учебных программ и типовых учебных планов по родственным квалификациям в рамках одной специальности) утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17669), на основе типовых учебных планов и типовых учебных программ, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2017 года № 553 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16013) и типовых учебных планов и типовых учебных программ по специальностям технического и профессионального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июня 2015 года № 384 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11690) (далее – приказ № 384).
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Предоставление академических отпусков обучающимся в организациях образования, реализующих образовательные программы ПО, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления академических отпусков обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 506 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10475).";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Участниками образовательного процесса организаций образования, реализующих образовательные программы ПО, являются обучающиеся, педагоги и законные представители несовершеннолетних обучающихся.";
пункты 21, 22 и 23 изложить в следующей редакции:
"21. К педагогам в организациях образования, реализующим образовательные программы ПО, относятся лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющие профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности, а также лица, прошедшие педагогическую переподготовку согласно пункту 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
22. Количество педагогов и перечень должностей педагогов в организациях образования, реализующих образовательные программы ПО, определяются в соответствии с подпунктом 11) статьи 4 и подпунктом 1) пункта 9-1 статьи 44 Закона Республики Казахстан "Об образовании".
23. Замещение должностей педагогов организаций образования, реализующих образовательные программы ПО, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.";
пункты 34 и 35 изложить в следующей редакции:
"34. Педагоги организаций образования, реализующих образовательные программы ПО, проходят ежегодно медицинские обследования в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128 "Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10634).
35. В ПО создаются коллегиальные органы управления. Формами коллегиального управления ПО являются педагогический, учебно-методический, попечительские советы и совет по педагогической этике.";
Пункт 37 изложить в следующей редакции:
"37. Наличие фонда библиотеки формируется по отношению к контингенту обучающихся и по языкам обучения на полный период обучения в соответствии с типовыми учебными планами, образовательными программами ПО в формате печатных и (или) электронных изданий.";
Дополнить пунктами 39, 40, 41 и 42 следующего содержания:
"39. Организации образования, реализующие образовательные программы ПО, в целях предоставления качественных образовательных услуг обеспечивают повышение квалификации руководящих кадров и педагогов согласно пункту 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".
40. Организации образования, реализующие образовательные программы ПО, обеспечивают осуществление непрерывного приема обучающихся в организациях ПО по имеющимся специальностям.
41. Для создания надлежащих условий в организациях образования, реализующие образовательные программы ПО необходимо наличие материальных активов (учебных кабинетов, оснащенность компьютерными классами, компьютерами, подключенными к сети интернет, учебных лабораторий, производственных мастерских, полигонов, спортивных залов, медицинских пунктов, столовой или буфет), зданий (учебных корпусов, производственных мастерских): собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, доверительного управления с учебными помещениями, имеющими площадь, соответствующим санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15681), а также наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях организации ПО.
42. Организации образования, реализующие образовательные программы ПО, создают условия для проживания обучающихся в общежитиях, хостелах и гостиницах.";
в Типовых правилах деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования, утвержденных указанным приказом:
первый абзац 14 пункта изложить в следующей редакции:
"14. Ректор вуза, за исключением руководителей Академии правосудия и ВСУЗов, ежегодно отчитывается по стратегическому плану и плану развития перед органами управления, а также по завершении учебного года проводит отчетные встречи с общественностью по вопросам учебной, научно-исследовательской и финансовой деятельности вуза.";
пункты 15 и 16 изложить в следующей редакции:
"15. Управление персоналом (сотрудниками) вузом осуществляется в соответствии с его кадровой политикой, которая основывается на принципах развития человеческих ресурсов, меритократии, включающих рекрутинг, подготовку и повышение квалификации руководящих кадров, педагогических и научных работников вуза в порядке, установленном действующим законодательством.
При этом обеспечивается прохождение руководителями вузов, за исключением Академии правосудия и ВСУЗов, курсов повышения квалификации и (или) стажировки в области менеджмента с получением соответствующего сертификата (свидетельства) не реже одного раза в пять лет в соответствии законодательством Республики Казахстан.
16. Вуз устанавливает требования к кандидатурам работников при приеме на работу путем определения квалификационных характеристик должностей работников в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 43-1 Закона "Об образовании".
При этом вуз обеспечивает чтение лекций преподавателями, имеющими ученую степень доктора наук и (или) кандидата наук, степень доктора философии (PhD) и (или) доктора по профилю, ученые звания (ассоциированный профессор (доцент), профессор), а также со степенями магистра соответствующих наук и (или) старшими преподавателями, имеющих стаж не менее трех лет в должности преподавателя или стаж практической работы по профилю не менее пяти лет.
К чтению лекций и (или) проведению других видов учебных занятий могут привлекаться научные работники, заслуженные деятели культуры, искусства, спорта, члены творческих союзов или опытные специалисты.
В ВСУЗах и Академии правосудия к проведению лекционных занятий, руководству дипломными работами (проектами), научно-исследовательской работе обучающихся допускаются специалисты, определенные Квалификационными характеристиками педагогических должностей и приравненных к ним лиц, утверждаемыми в соответствии с подпунктом 13) статьи 5-1 и подпункта 10 статьи 5-2 Закона "Об образовании".";
пункт 26 исключить;
пункт 27 изложить в следующей редакции:
"27. Размер оплаты за обучение по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования и форма договора оказания образовательных услуг утверждаются вузом.
При этом обеспечивается соответствие минимальных затрат вуза на одного обучающегося на платной основе, составляющих не менее 30% от стоимости образовательного гранта по соответствующей группе образовательных программ на соответствующий учебный год, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года № 199 "Об утверждении государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием, а также техническим и профессиональным, послесредним образованием в организациях образования, финансируемых из республиканского бюджета (за исключением организаций образования, осуществляющих подготовку специалистов для Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, а также специальных государственных органов), на 2018 - 2019, 2019 - 2020, 2020 - 2021 учебные года".
В вузах, созданных в форме НАО, утверждение размер оплаты за обучение по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования относится к исключительной компетенции совета директоров.";
пункт 31 изложить в следующей редакции:
"31. Письменные оцениваемые работы обучающихся (курсовые, дипломные работы (проекты), магистерские диссертации (проекты) и докторские диссертации) проходят проверку на предмет наличия заимствованного материала и использования текста с синонимической заменой слов и выражений без изменения смысла (парафраз), включая использование текста переведенного с другого языка (далее - заимствование).
Правила и порядок проведения проверки на предмет наличия заимствований определяются вузом.
Дипломные работы (проекты), магистерские диссертации (проекты) и докторские диссертации, проверенные в системе обнаружения заимствований, сохраняются в базе Национального центра государственной научно-технической экспертизы.
Научные работы преподавателей и научных работников, представленные к публикации, допускаются к проверке в системах обнаружения заимствований.";
пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. Вуз разрабатывает и утверждает правила перевода и восстановления обучающихся в соответствии с нормами настоящих правил.
При этом, перевод и восстановление обучающихся с одной образовательной программы на другую, с одного вуза в другой осуществляется в период летних и зимних каникул.
Обучающийся переводится или восстанавливается в любой вуз независимо от сроков отчисления при восстановлении, за исключением организаций образования при Президенте Республики Казахстан и ВСУЗов.
В случае лишения (отзыва) лицензии и (или) приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью или ликвидации вуза обучающийся данного вуза переводится в другие вузы для продолжения обучения в течение текущего семестра со дня лишения (отзыва) лицензии и (или) приложения к лицензии и (или) в период летних и зимних каникул.
Обучающийся вуза переводится или восстанавливается после отчисления, если ими был полностью завершен первый академический период осваиваемой программы согласно индивидуальному учебному плану.
Перевод обучающегося с платной основы обучения на обучение по государственному образовательному заказу осуществляется в порядке, утвержденным в соответствии с подпунктом 5) статьи 4 Закона "Об образовании".
Студент, обучающийся по образовательному гранту, по желанию переводится с сохранением образовательного гранта в другой вуз.
При переводе обучающегося принимающий вуз учитывает направление подготовки, профиль образовательной программы, учебные достижения, а также случаи нарушения академической честности обучающимся. При переводе или восстановлении обучающихся для перезачета результатов обучения вузом создается соответствующая комиссия.
Студенты, поступившие по образовательным грантам, утвержденным для отдельных вузов, а также на педагогические специальности в пределах выделенной квоты, переводятся в другой вуз только на платной основе.
Перевод студентов, магистрантов, слушателей резидентуры и докторантов из других вузов в национальный вуз или иной вуз осуществляется при условии доплаты обучающимися разницы стоимости образовательного гранта.
Перевод обучающегося с групп образовательных программ высшего образования, требующих творческой подготовки на другие группы образовательных программ осуществляется при наличии сертификата единого национального тестирования с баллом не ниже установленного порогового балла в соответствии с Типовыми правилами приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования, утвержденных в соответствии с подпунктом 11) статьи 5 Закона "Об образовании".
Перевод обучающихся из зарубежных вузов осуществляется в вузы, в которых размещен государственный образовательный заказ по соответствующему уровню образования, области образования и году приема и (или) имеющих международную специализированную аккредитацию национальных и (или) зарубежных аккредитационных органов, включенных в реестры и (или) ассоциации аккредитационных органов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по области образования.
В ВСУЗах правила перевода и восстановления обучающихся утверждаются в соответствии с подпунктом 12) статьи 5-1 Закона "Об образовании".".
пункты 36 и 37 изложить в следующей редакции:
"36. В целях повышения качества образовательной деятельности вуз создает систему внутреннего обеспечения качества, основанную на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в европейском пространстве высшего образования (ESG-исиджи), которая включает:
1) политику в области обеспечения качества;
2) разработку и утверждение программ;
3) студентоориентированное обучение, преподавание и оценку;
4) прием обучающихся, успеваемость, признание и сертификацию;
5) преподавательский состав;
6) учебные ресурсы и систему поддержки обучающихся;
7) управление информацией;
8) информирование общественности;
9) постоянный мониторинг и периодическую оценку программ;
10) периодическое внешнее обеспечение качества.
На базе факультета (школы) вуза, за исключением Академии правосудия и ВСУЗов, формируется Комиссия по обеспечению качества, принимающая решения по содержанию и условиям реализации образовательных программ, по политике оценивания и другим академическим вопросам факультета (школы), организующая анкетирование обучающихся на предмет соответствия качества образовательных программ и (или) дисциплин/модулей, на предмет наличия фактов нарушения академической честности.
В состав Комиссии по обеспечению качества входят преподаватели, студенты, магистранты и докторанты и другие академические работники вуза. На заседании Комиссии по обеспечению качества принимают участие представители административно-управленческого персонала вуза.
37. Основой процесса обучения является академическая честность, реализация которой обеспечивается вузом.
Основными принципами академической честности являются:
1) обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической работе;
2) утверждение справедливых и объективных правил академической честности, направленных на формирование высоких этических ценностей;
3) обеспечение последовательной и непрерывной траектории обучения обучающегося путем определения четкого механизма и процедуры перезачета кредитов обучающегося на основе верифицируемых транскриптов других образовательных организаций;
4) проявление уважение преподавателя к своим обучающимся как наставника, способствующего формированию академической культуры;
5) поощрение и стимулирование участников образовательного процесса за продвижение и защиту академической честности;
6) определение преподавателем четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающегося;
7) определение преподавателем политики четких параметров оценивания учебных достижений обучающихся;
8) принятие в соответствии законодательством Республики Казахстан мер за нарушение принципов академической честности;
9) создание академической среды, оказывающей образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и позволяющей недопущение проявления академической нечестности.";
пункт 39 изложить в следующей редакции:
"39. Профессиональная практика является обязательным компонентом образовательной программы подготовки кадров.
Профессиональная практика подразделяется на учебную, педагогическую, исследовательскую, производственную и преддипломную.
Вуз разрабатывает и утверждает правила организации и проведения профессиональной практики и правила определения организаций в качестве баз практик.
При этом правила организации и проведения педагогической практики для обучающихся области образования "Педагогические науки" разрабатываются и утверждаются вузом в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным органом в области образования.
В случае реализации основной образовательной программы (Major) (мейжор) и дополнительной образовательной программы (Мinor) (майнор) базой практики определяется организация (предприятие), соответствующая профилю основной образовательной программы (Major) (мейжор).
Форма договора на проведение профессиональной практики определяется вузом.
Виды, сроки, объем и содержание профессиональной практики определяются образовательной программой.
В качестве базы для проведения профессиональной практики определяются организации, имеющие квалифицированные кадры для осуществления руководства профессиональной практикой и материально-техническую базу.
Порядок разработки и утверждения программы по всем видам профессиональной практики и стажировки в ВСУЗах определяется Правилами организации и прохождения профессиональной практики и стажировки обучающимися военных, специальных учебных заведений, утвержденными в соответствии с подпунктом 11) статьи 5-1 Закона РК "Об образовании".";
пункт 44 изложить в следующей редакции:
"44. При получении оценки "FХ" "неудовлетворительно" допускается пересдача итогового контроля (экзамена) в соответствии с академическим календарем вуза без повторного прохождения программы учебной дисциплины (модуля) не более одного раза.
В случае получения оценки "неудовлетворительно", соответствующая оценке "F", обучающийся повторно записывается на данную учебную дисциплину (модуль), посещает все виды учебных занятий, выполняет все виды учебной работы, согласно программе и пересдает итоговый контроль.
В транскрипт записываются все учебные дисциплины и (или) модули, которые изучал обучающийся с указанием итоговой оценки, включая оценки FX и F.";
подпункт 2) пункта 46 изложить в следующей редакции:
"2) присуждение выпускнику степени бакалавра или магистра или присвоение квалификации "специалист" по соответствующей образовательной программе;";
пункты 49 и 50 изложить в следующей редакции:
"49. Обучающийся, получивший по итоговой аттестации оценку "неудовлетворительно" отчисляется из вуза приказом руководителя вуза как "не выполнивший требования образовательной программы: не защитивший дипломную работу (проект) или магистерскую диссертацию (проект)" или "не выполнивший требования образовательной программы: не сдавший комплексный экзамен".
В ВСУЗах обучающийся, получивший по итоговой аттестации оценку "неудовлетворительно" отчисляется из вуза как "не выполнивший требования образовательной программы: не защитивший дипломную работу (проект) или магистерскую диссертацию (проект)" или "не выполнивший требования образовательной программы: не сдавший комплексный экзамен", в соответствии с Законами Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих" от 16 февраля 2012 года, "О специальных государственных органах Республики Казахстан" от 13 февраля 2012 года, "О правоохранительной службе" от 6 января 2011 года.
50. Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию и подтвердившему освоение образовательной программы высшего и (или) послевузовского образования, решением аттестационной комиссии присуждается степень "бакалавр" или "магистр" или присваивается квалификация специалиста по соответствующей образовательной программе и выдается на бесплатной основе диплом с приложением.";
В приложении к диплому (транскрипте) указываются последние оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе оценок по всем видам учебной и (или) научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы с указанием их объема в академических кредитах и часах.";
пункт 52 изложить в следующей редакции:
"52. Обучающемуся по образовательной программе высшего образования, имеющему по учебным дисциплинам и другим видам учебной деятельности итоговые оценки А, А- "отлично", В-, В, В+, С+ "хорошо" при среднем балле успеваемости (GPA) не ниже 3,5, а также сдавшему комплексный экзамен или защитившему дипломную работу (проект) с оценками А, А-"отлично", выдается диплом с отличием (без учета оценок по дополнительным видам обучения).
При этом, обучающемуся, имеющий в течение всего периода обучения пересдачи или повторные сдачи итогового контроля (экзамена), не выдается диплом с отличием.";
пункты 63 и 64 изложить в следующей редакции:
"63. Вуз обеспечивает функционирование информационной системы управления образованием (высокотехнологичная информационно-образовательная среда, включающая веб-сайт, информационно-образовательный портал, автоматизированную систему обеспечения кредитной технологии обучения, совокупность информационно-образовательных ресурсов), интегрированной с Национальной образовательной базой данных, разветвленной компьютерной сети с широкополосным и высокоскоростным доступом в интернет.
При этом, ректор вуза обеспечивает полноту, достоверность и своевременность заполнения форм административных данных, утвержденных уполномоченным органом в области образования.
Вуз, за исключением Академии правосудия и ВСУЗов, ежегодно размещает на сайте вуза информацию с указанием основных показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
64. Для создания надлежащих условий в вузе необходимо наличие материальных активов (аудиторной и лабораторной базы, учебных кабинетов, производственных мастерских, полигонов, спортивных залов), зданий (учебных корпусов): собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления, доверительного управления для вузов с участием государственных органов или квазигосударственных организаций не менее 5%, с учебными помещениями и площадью, соответствующим Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15681), а также наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях вуза.
Вуз создает условия для проживания иногородних обучающихся в общежитиях, хостелах и гостиницах.";
в Приложении 1 Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования, утвержденных указанным приказом:
строку
"
D- | 1,0 | 50-54 |
" |
изложить в следующей редакции:
"
D | 1,0 | 50-54 |
"; |
Типовые правила деятельности специальных организаций образования, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему приказу.
В Типовых правилах деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных указанным приказом:
Пункт 23 изложить в следующей редакции:
"23. Повышение (подтверждение) уровня квалификационной категории руководящих кадров, педагогов организаций образования осуществляется не реже одного раза в пять лет согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 15 Закона "О статусе педагога".";
в Типовых правилах деятельности организаций дополнительного образования для детей, утвержденных указанным приказом:
пункты 9 и 10 изложить в следующей редакции:
"9. Образовательная деятельность в организациях дополнительного образования для детей осуществляется педагогами, методистами, педагогами-организаторами и лицами, приравненными к ним (далее – педагоги), специалистами соответствующего профиля.
10. Повышение квалификации руководящих кадров и педагогов, также специалистов соответствующего профиля государственной организации дополнительного образования для детей осуществляется не реже одного раза в пять лет.";
пункт 12 исключить;
пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22. В организации дополнительного образования для детей осуществляются методическая работа, разработка и внедрение новых технологий обучения, повышение квалификации педагогов, также специалистов соответствующего профиля.";
в Типовых правилах деятельности организаций дополнительного образования для взрослых, утвержденных указанным приказом:
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. К педагогам организаций образования относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся и воспитанников в организациях образования, а также других организациях, реализующих образовательные программы.".
2. Департаментам технического и профессионального образования, высшего и послевузовского образования, комитетам дошкольного и среднего образования, по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Типовые правила деятельности дошкольных организаций
Глава 1. Общие положения
1. Типовые правила деятельности дошкольных организаций (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") и определяют порядок деятельности дошкольных организаций независимо от видов, форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. Задачами дошкольных организаций являются:
1) охрана жизни и здоровья воспитанников дошкольного возраста;
2) создание оптимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие воспитанников, в том числе для воспитанников с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
3) обеспечение качественной предшкольной подготовки;
4) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития воспитанника;
5) оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения, развития воспитанников и охраны здоровья.
3. Основной структурной единицей дошкольной организации является группа. Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу.
Наполняемость групп дошкольной организации осуществляется в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 августа 2017 года № 615 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15893) (далее – Санитарные правила).
4. В дошкольных организациях образования предусмотрено воспитание и обучение воспитанников с особыми образовательными потребностями с учетом интересов родителей (законных представителей):
1) в возрастных группах (не более трех воспитанников) по типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения, в том числе сокращенной или индивидуальной;
2) и (или) в специальных группах по видам нарушений по специальным программам воспитания и обучения.
При наличии в группе воспитанников с особыми образовательными потребностями комплектование группы осуществляется из расчета уменьшения общего количества воспитанников на три на каждого такого воспитанника.
5. Дошкольные организации различаются по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме:
1) полного пребывания;
2) неполного пребывания;
3) круглосуточного пребывания.
6. Дошкольные организации в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, настоящими Правилами, уставом дошкольной организации и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан, регулирующими сферу дошкольного воспитания и обучения.
7. Дошкольные организации обеспечивают выполнение государственного образовательного заказа, финансируемого государством объема услуг по воспитанию, обучению, коррекции нарушения развития и социальной адаптации, развитию и медицинскому наблюдению, а также присмотру, уходу и оздоровлению воспитанников, в том числе для реализации инклюзивного образования для воспитанников в возрасте от одного года до приема в 1 класс.
8. Прием воспитанников в дошкольные организации осуществляется в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими порядок оказания государственных услуг в соответствии с подпунктом 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах".
9. Дошкольная организация организует свою деятельность по следующим периодам:
1) с 1 сентября по 31 мая – учебный год (период освоения содержания программы, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 "Об утверждении Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14235) (далее – Типовая программа);
2) с 1 июня по 31 августа – летний оздоровительный период;
3) выпуск из дошкольной организации воспитанников, достигших школьного возраста, осуществляется до 1 августа ежегодно;
4) перевод воспитанников из одной возрастной группы в другую осуществляется c 1 по 31 августа текущего года с учетом достижения воспитанником полных лет на 1 сентября текущего года.
В классах предшкольной подготовки учебный процесс осуществляется с 1 сентября текущего года по 25 мая следующего года. В течение учебного года устанавливаются каникулы.
10. За воспитанником сохраняется место в дошкольной организации в случаях:
1) болезни, лечения, оздоровления, коррекции и реабилитации воспитанника в организациях здравоохранения, образования и иных организациях (при предоставлении справки по показанию, заключения);
2) при предоставлении письменного заявления одного из родителей или законного представителя воспитанника на отпуск или оздоровление воспитанника сроком до двух месяцев в год;
3) на период введенного чрезвычайного положения (чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного характера) в населенном пункте.
11. Отчисление воспитанников из дошкольных организаций производится в случаях:
1) нарушения требований договора между дошкольной организацией и родителем или иным законным представителем воспитанника;
2) пропуска воспитанником более одного месяца без уважительных причин и предупреждения администрации;
3) наличия медицинских противопоказаний, препятствующих его пребыванию на основании справки врачебной консультационной комиссии.
12. Размер ежемесячной оплаты, взимаемой с родителей или законных представителей:
1) в государственных дошкольных организациях, созданных в организационно-правовой форме коммунальных государственных казенных предприятий и частных дошкольных организациях с размещенным государственным образовательным заказом составляет 100 процентов затрат на питание независимо от возраста воспитанника; по решению местного исполнительного органа расходы за питание воспитанников может компенсироваться полностью или частично из местного бюджета;
2) в санаторных детских садах, дошкольных организациях для воспитанников с особыми образовательными потребностями содержание воспитанников предоставляется на бесплатной основе;
3) в частных дошкольных организациях устанавливается учредителем дошкольной организации, за исключением тех, в которых размещен государственный образовательный заказ.
13. Дошкольные организации независимо от видов, ведомственной подчиненности, в том числе вновь созданные, а также руководители государственной дошкольной организации и педагоги проходят аттестацию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок деятельности дошкольных организаций
14. Дошкольные организации разрабатывают на основе статьи 41 Закона "Об образовании" и настоящих Правил свой устав.
15. Дошкольные организации обеспечивают:
1) выполнение функций, определенных его уставом;
2) реализацию в полном объеме Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утвержденный приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 1 ноября 2018 года под № 17669) (далее – ГОСО), Типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения (далее – Типовой план), утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8275) и Типовой программы;
3) соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников;
4) воспитанников текущим медицинским наблюдением, иммунизацией и организацией профилактических осмотров совместно с территориальными медицинскими организациями первичной медико-санитарной помощи, которые осуществляются медицинскими работниками, входящими в штат дошкольной организации;
5) составление десятидневного меню, которое утверждается руководителем дошкольной организации;
6) сбалансированное питание воспитанников проводится с учетом возрастных особенностей, режима работы, кратность его определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Казахстан и уставом;
7) формирование у воспитанников культуры питания, в том числе посредством пропаганды сбалансированного здорового питания и потребления натуральных и свежих продуктов;
8) автоматизированный обмен информацией и актуализацию данных с информационной системой уполномоченного органа в области образования;
9) утверждение регламента информационного взаимодействия с информационной системой уполномоченного органа в области образования.
16. В государственных дошкольных организациях штатная численность устанавливается согласно Типовым штатам работников организаций дошкольного воспитания и обучения, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 "Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц".
Штатное расписание и тарификация педагогов размещаются на официальных сайтах дошкольных организаций.
17. К занятию деятельности педагога допускаются лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по воспитанию и обучению воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности.
18. Педагоги дошкольных организаций при осуществлении профессиональной деятельности самостоятельно выбирают способы и формы организации воспитательно-образовательного процесса при условии соблюдения требований ГОСО.
19. Педагоги дошкольных организаций проходят ежегодно медицинские обследования в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015года № 128 "Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10634).
20. Дошкольные организации оказывают дополнительные платные услуги образовательного, оздоровительного характера в будние и выходные дни для воспитанников, неохваченных и охваченных данной дошкольной организацией. Поступившие средства от платных услуг направляются на начисление заработной платы специалистам, приобретение инструментария, создание соответствующей развивающей среды.
21. В дошкольных организациях создаются консультационные пункты в целях социально-педагогической поддержки семьи и воспитанника для родителей, дети которых не охвачены дошкольным воспитанием и обучением.
22. Управление дошкольными организациями строится на принципах единоначалия и коллегиального управления. Формами коллегиального управления являются педагогический, методический, попечительский советы.
23. Непосредственное управление дошкольной организацией осуществляет руководитель.
24. Взаимоотношения между дошкольной организацией и законными представителями регулируются договором, который заключается при зачислении ребенка в дошкольную организацию.
25. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, законные представители воспитанников, педагоги.
Образовательный процесс в дошкольной организации осуществляется в соответствии с Типовыми планами и Типовой программой, разработанными на основе ГОСО, а также определяется уставом дошкольной организации.
26. Отношения воспитанника, родителей и сотрудников дошкольной организации строятся на основе сотрудничества, взаимного уважения участников образовательного процесса и с учетом предоставления воспитаннику свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.