"Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования"
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2020 года № 182. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 мая 2020 года № 20580.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669, опубликован 12 ноября 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнения:
в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, утвержденного указанным приказом:
пункт 2 дополнить подпунктами 15), 16) и 17) следующего содержания:
"15) индивидуальный учебный план – учебный план, составленный воспитателем и/или специалистами службы психолого-педагогического сопровождения на основе Типового учебного плана с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей;
16) индивидуальная учебная программа – учебная программа, составленная воспитателем и/или специалистами службы психолого-педагогического сопровождения на основе Типовой учебной программы с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей;
17) дети с особыми образовательными потребности – дети, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования.";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. В дошкольных организациях и предшкольных классах предусматривается воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в количестве не более трех человек на каждую группу. При наличии в группе детей с особыми образовательными потребностями комплектование группы осуществляется в соотношении три воспитанника на одного ребенка с особыми образовательными потребностями.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Содержание типовой учебной программы направлено на:
1) достижение цели и задач, представленных в виде ожидаемых результатов обучения;
2) формирование двигательных, коммуникативных, познавательных, творческих, социальных знаний, умений и навыков, навыков самообучения, в том числе у детей раннего возраста;
3) создание психолого-педагогических условий воспитания и обучения;
4) создание равных стартовых возможностей для обучения воспитанников дошкольного возраста в организациях начального образования;
5) обеспечение принципов преемственности и непрерывности с учетом обучающих, развивающих и воспитательных задач между дошкольным воспитанием и обучением и начальным образованием;
6) подготовку к учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
7) формирование социально-личностных качеств, направленных на развитие креативности, коммуникабельности, критического мышления и умений взаимодействовать в команде."
8) формирование духовно-нравственных навыков, основанных на национальных традициях и общечеловеческих ценностях, в рамках реализации программы "Рухани жаңғыру".";
пункты 9, 10, 11, 12 и 13 изложить в следующей редакции:
"9. Образовательная область "Здоровье".
Целью образовательной области "Здоровье" является воспитание здорового, физически развитого ребенка, формирование у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью.
Образовательная область "Здоровье" включает оказание содействия родителям в приобретении навыков по уходу и развитию детей с раннего возраста; формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков, двигательного опыта через освоение основных движений; развитие физических качеств и потребности в двигательной активности; проведение различных национальных подвижных игр, игр соревновательного характера в командах; выполнение спортивных упражнений; знакомство с элементами спортивных игр; развитие творческих способностей и навыков взаимодействия в команде.
Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы, чрезвычайных ситуациях; обогащение двигательного опыта воспитанников через совершенствование основных движений с использованием творческих, познавательных и речевых способностей.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение предполагает формирование общедвигательных умений, навыков ходьбы и бега, координации движений, простейших навыков использования гигиенического и физкультурного оборудования, вызывание эмоционального отклика и желания участвовать в играх, выполнение действия по инструкции.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Здоровье" включает:
1) физическую культуру (адаптивная физическая культура для воспитанников с особыми образовательными потребностями);
2) основы безопасного поведения.
10. Образовательная область "Коммуникация".
Целью образовательной области "Коммуникация" является формирование устной речи, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Образовательная область "Коммуникация" включает развитие устной и связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности через знакомство с культурой, обычаями и традициями народа Казахстана, выразительное чтение и пересказывание, воспитание звуковой культуры речи, обогащение активного словаря, овладение нормами речи, обучение государственному и русскому языкам.
Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на развитие коммуникативных умений и навыков, развитие устной речи в различных видах детской деятельности, обогащение словарного запаса, интереса к детской литературе.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение включает формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации, создание речевой среды, пробуждение речевой активности, интереса к окружающему миру, способности участвовать в различных формах коммуникативной деятельности.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Коммуникация" включает:
1) развитие речи;
2) художественную литературу;
3) основы грамоты;
4) казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения);
подпункты 5) и 6) пункта 10 исключить;
11. Образовательная область "Познание".
Целью образовательной области "Познание" является развитие личности дошкольника для овладения элементарными навыками познавательной деятельности, умение работать в команде для взаимодействия с окружающим миром.
Образовательная область "Познание" включает формирование навыков количественного счета, представлений о геометрических фигурах и формах, ориентировку в пространстве и времени; конструирование из строительного, природного, бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы; развитие креативного мышления.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение направлено на формирование навыков полисенсорного восприятия и ориентировки в пространстве, дифференциацию поступающей сенсорной информации, накопление чувственного опыта, овладение предметными действиями и активизацию мыслительных процессов, формирование элементарных математических представлений.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Познание" включает:
1) сенсорику (в группах ясельного возраста - 1-3 года), основы математики (в группах дошкольного возраста – 3-6 лет);
2) конструирование;
3) естествознание.
12. Образовательная область "Творчество".
Целью образовательной области "Творчество" является формирование творческой личности, развитие творческих способностей, эмоционально-чувственной сферы, воображения, мышления, художественного вкуса, воспитание патриотизма через приобщение к национальному изобразительному искусству.
Образовательная область "Творчество" включает рисование, лепку, аппликацию, формирование умений и навыков восприятия и понимания произведений искусства, умение работать в команде, эстетического отношения к окружающему миру; представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности воспитанников.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение включает формирование образов реального мира в процессе творческой деятельности, уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Творчество" включает:
1) рисование;
2) лепку;
3) аппликацию;
4) музыку.".
13. Образовательная область "Социум".
Целью образовательной области "Социум" является позитивная социализация воспитанников раннего и дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование духовно-нравственных ценностей.
Образовательная область "Социум" включает в себя приобретение социальных навыков и навыков самообучения; усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей; умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми; воспитание самостоятельности; формирование уважительного отношения к окружающим людям, чувства принадлежности к своей семье, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; знание и уважение истории и культуры казахского народа, а также других народов, расширение представлений о родной земле; формирование интереса к различным видам труда и людям разных профессий.
Формирование у воспитанников раннего возраста социальных навыков и навыков самообучения в семье и дошкольных организациях направлены на охрану жизни и укрепление здоровья, развитие социально-бытовых и социально-коммуникативных умений и навыков: культурно-гигиенических умений и навыков, правил поведения, приобщение их к дисциплине и режиму дня, развитие когнитивных функций (умение видеть трудности, возникшие перед ним; заметить изменения настроения, эмоционального состояния); воспитание этических норм, являющихся основой построения межличностных отношений, создание в семье и дошкольных организациях атмосферы доброты, внимания, заботы и взаимопомощи, комфортную социализацию личности, накопление опыта эмоционально-нравственных отношений, обеспечение преемственности традиций в воспитании в различных видах детской деятельности, воспитание любви к родному краю, своей стране, интерес к ее истории.
Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение направлено на формирование навыков самообслуживания по удовлетворению органических нужд, поведения и отношения в социуме, включение в социальное и бытовое окружение, вооружение разнообразными социокультурными навыками.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Социум" включает:
1) самопознание;
2) ознакомление с окружающим миром.";
подпункт 3) пункта 13 исключить;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Объем учебной недельной нагрузки для детей с казахским языком обучения следующий:
1) группа раннего возраста (от 1-го года) - 7 часов с продолжительностью 7-10 минут;
2) младшая группа (от 2-х лет) - 9 часов с продолжительностью 10-15 минут;
3) средняя группа (от 3-х лет) - 11 часов с продолжительностью 15-20 минут;
4) старшая группа (от 4-х лет) – 12 часов с продолжительностью 20-25 минут;
5) предшкольная группа, предшкольный класс (от 5-ти лет) – 17 часов с продолжительностью 25-30 минут.";
Объем учебной недельной нагрузки для детей с русским языком обучения следующий:
1) группа раннего возраста (от 1-го года) - 7 часов с продолжительностью 7-10 минут;
2) младшая группа (от 2-х лет) - 9 часов с продолжительностью 10-15 минут;
3) средняя группа (от 3-х лет) - 11,5 часов с продолжительностью 15-20 минут;
4) старшая группа (от 4-х лет) - 12,5 часов с продолжительностью 20-25 минут;
5) предшкольная группа, предшкольный класс (дети от 5-ти лет) – 18 часов с продолжительностью 25-30 минут.";
пункт 19 исключить;
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Перечень умений и навыков детей от рождения до приема в 1 класс приведены в приложении 2 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения.";
пункт 21 исключить;
пункт 22 изложить в следующей редакции:
"22. Возрастная периодизация и возрастные группы (возраст детей – полных лет на начало учебного года) следующие:
1) ясельный возраст – 0-3 года:
младенческий возраст – от рождения;
ранний возраст – от 1-го года (группа раннего возраста);
младший возраст – от 2-х лет (младшая группа);
2) дошкольный возраст – 3-6 лет:
средний возраст– от 3-х лет (средняя группа);
старший возраст – от 4-х лет (старшая группа);
предшкольный возраст - от 5-ти лет (предшкольная группа, предшкольный класс).
Срок освоения типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения – 5 лет.";
приложение 1 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения исключить;
приложение 2 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан | А.Аймагамбетов |
Приложение 1 к приказу | |
Приложение 2 к |
Перечень умений и навыков детей от рождения до приема в 1 класс
№ п/п | Перечень навыков | Ясельный возраст (0-3 года) | Дошкольный возраст (3-6 лет) | ||||
Младенческий возраст (от рождения) | Ранний возраст (от 1 года) | Младший возраст (от 2-х лет) | Средний возраст (от 3-х лет) | Старший возраст (от 4-х лет) | Предшкольный возраст (от 5-ти лет) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Здоровье сберегающие навыки | |||||||
1 | Культурно-гигиенические навыки | Выполняет движения при виде объектов кормления. Помогает удерживать бутылочку, хватает чашу. | Ест ложкой самостоятельно, одевается при помощи взрослого, просится на горшок, знает его место и своевременно сообщает о потребности. | Владеет первоначальными навыками личной гигиены. | Знает и соблюдает правила личной гигиены. | Знает последовательность выполнения гигиенических процедур. | Самостоятельно выполняет гигиенические, закаливающие процедуры. |
2 | Физическая культура | Умеет хватать пальцы взрослых. | Умеет ходить и бегать в заданном направлении. Любит подниматься и спускаться с лестницы. | Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков. | Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений. | Умеет выполнять самостоятельно жизненно важные движения. | Выполняет основные виды движений, проявляя творческий подход. |
3 | Самостоятельная двигательная активность | Поднимается с опорой на предмет, перемещается в пространстве. Вытаскивает предметы из контейнера, плещется в воде. | Умеет играть рядом, самостоятельно находить яркие, привлекающие внимание предметы в пространстве. | Умеет играть в небольшой подгруппе. | Умеет соблюдать элементарные правила игр в команде. | Умеет самостоятельно играть в различные игры, в том числе национальные, соблюдать правила игры | Владеет навыками организации подвижных игр в команде. |
4 | Здоровый образ жизни | Демонстрирует увеличивающуюся способность самоуспокоения и засыпания. | Исполняет режимные моменты. | Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях. | Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания. | Знает и соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. | Выполняет осознанно правила безопасности. |
Коммуникативно-языковые навыки | |||||||
1 | Культура общения | Реагирует на звук и его источник. Лепечет и подражает звукам. | Подражает новым словам; пользуется облегченными названиями знакомых предметов и действий и первыми полными словами. | Умеет вступать в контакт со сверстниками и близкими. | Понимает речь взрослого, умеет слушать вопросы и отвечать на них. | Умеет вступать в контакт со взрослыми, детьми и выполнять их просьбы. | Знает правила поведения в общественных местах и соблюдает их. |
2 | Грамматический строй речи | ----- | Умеет пользоваться простыми словами и элементарно обозначать предметы и действия. | Умеет выразить свою мысль, чтобы быть понятым. | Умеет применять необходимые слова и словосочетания. | Умеет согласованно составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с помощью вопросов взрослого. | Умеет правильно конструировать предложения. |
3 | Звуковая культура речи | Реагирует жестами или голосом, когда называют его имя. | Умеет отчетливо произносить гласные и доступные в артикуляционном отношении согласные звуки. | Умеет правильно артикулировать гласные и согласные звуки. | Умеет четко произносить слова, вслушиваясь в их звучание. | Умеет правильно произносить все звуки родного языка. | Умеет говорить правильно, выразительно. |
4 | Словарный запас | Имитирует действия, жесты и звуки других. | Воспроизводит правильно слова и фразы, произнесенные взрослыми. | Умеет отвечать на вопросы о себе, членах семьи, любимых игрушках. | Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества. | Использует слова без опоры на наглядно представленную ситуацию, активизирует в речи глаголы. | Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы. |
5 | Связная речь | ----- | Умеет выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать задание и правильно выполнять его. | Умеет пользоваться словами для выражения желаний, чувств, мыслей. | Умеет правильно отвечать на вопросы при рассматривании картин, предметов, наблюдать за объектом живой и неживой природы. | Владеет основной формой общения, диалогической речью. Умеет использовать высказывания из 2-3 предложений. | Составляет монолог, употребляя разные части речи, эпитеты и сравнения. |
6 | Творческая речевая деятельность | Выражает мимикой, жестами, когда его прижимают, обнимают, ласкают, когда он устал или расстроен. | Понимает несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками и умеет подражать их действиям. | Умеет рассказывать наизусть потешки для пальчиковых игр. | Умеет применять простейшие приемы интонационной выразительности речи для характеристики персонажей. | Умеет рассказывать знакомые сказки, сочинять небольшие рассказы по игрушкам. | Умеет сочинять истории, понимает и использует слова в переносном и иносказательном смысле. |
7 | Восприятие произведений | Слушает и эмоционально реагирует на потешки и речевые упражнения. | Понимает короткие рассказы, стихотворения потешки с использованием соответствующих картинок. | Умеет эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества. | Умеет передать свое отношение к персонажу, различным событиям. | Умеет называть несколько произведений, которые ему нравятся, использовать литературные образы в игре. | Проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи. |
8 | Основы грамоты | ----- | ----- | ----- | ----- | ----- | Умеет проводить звуковой анализ слов, состоящий из трех звуков. |
Познавательные навыки | |||||||
1 | Ориентировка в свойствах предметов | Способен запоминать и осуществлять поиск предмета. | Умеет группировать однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма). Различает четыре основных цвета. | Различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов. | Знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения). | Умеет называть признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия. | Умеет рассматривать предметы, определять их свойства и признаки. |
2 | Познание окружающего мира | Изучает предметы разными способами (т.е., кидая, бросая, наблюдая за действиями других). | Владеет знаниями о себе, семье. Узнает животных, растения, предметы вблизи дома, детского сада. | Проявляет любознательность, особый интерес к людям и их поступкам. | Владеет способностью замечать и называть простейшие изменения в природе, погоде. | Понимает простейшие причинно-следственные связи в живой, неживой природе и общественной жизни. | Умеет систематизировать, группировать и решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. |
3 | Конструктивные навыки | Пробует разные способы выполнения действий. | Умеет составлять элементарные конструкции при помощи взрослого. | Воспроизводит простые конструкции по показу взрослого (умеет накладывать, приставлять, прикладывать). | Умеет использовать строительный материал, варьируя различными способами. | Проявляет самостоятельность при выборе материала для конструкции, стремится выполнять постройки. Умеет работать в команде. | Владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов. |
4 | Основы экологической культуры | Эмоционально реагирует на мир природы; замечает растения, животных в окружающей среде. | Умеет различать живые существа, растения, проявляет к ним интерес. | Умеет проявлять доброжелательное и бережное отношение к животным. | Умеет выполнять элементарные трудовые поручения совместно со взрослыми по уходу за растениями. | Владеет некоторыми нормами поведения на природе. | Понимает многообразие окружающего мира. Знает признаки и свойства растений, их среду обитания. |
5 | Элементарные математические представления | Играет с разными по размеру и форме игрушками или предметами. | Понимает указания взрослого и может найти предмет в окружающем пространстве. | Владеет первоначальными навыками ориентировки в пространстве. | Умеет демонстрировать элементарные представления о времени, пространстве. | Имеет представление о времени (части суток: утро, день, ночь; дни: сегодня, вчера, завтра) понятиях: быстро, медленно. | Знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке. |
6 | Поисковая и экспериментальная деятельность | Проявляет интерес к исследованию предметов, манипулирует или изучает новые предметы. Соотносит предмет по размеру, хотя не всегда по назначению. | Владеет умением вталкивать в различные углубления (отверстия) предметы в соответствии с их формой. | Производит действия с различными предметами (разъединять, соединять, конструировать). | Умеет самостоятельно а также в команде экспериментировать со знакомыми материалами. | Умеет целенаправленно экспериментировать, моделировать с новыми материалами и выделять наиболее общие признаки между предметами. | Умеет последовательно и результативно экспериментировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. |
7 | Работа с информацией | Наблюдает и реагирует на свое отражение в зеркале | Получает информацию через чувства (через осязание, обоняние прикосновение). | Проявляет интерес к различным источникам информации. | Определяет интересную информацию. | Понимает необходимость в получении новой информации. | Понимает и умеет представить новую информацию, кому она будет интересна. |
Творческие навыки | |||||||
1 | Музыкальная деятельность | Радуется веселым играм со взрослым, ударяет по поверхности, после того, как видит стучание по барабану. Производит действия с музыкальными предметами. | Умеет передать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями. | Знает музыкальные инструменты, различает высокое и низкое звучание музыкальной фразы, проявляет желание петь совместно со взрослыми. | Различает темп музыкального произведения, различает звуки по высоте, реагирует на начало и окончание мелодии. Слушают и воспринимают народные мелодии. | Различает тембры голоса, поет протяжно, четко произносит слова; выполняет танцевальные, музыкально-ритмические движения. Слушают и воспринимают произведения отечественных композиторов. | Владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах. Исполняет народные песни, танцы. Владеет способностями к певческой импровизации. |
2 | Продуктивная деятельность | Эмоционально реагирует на яркие предметы: картинки, цветы (берет в рот, кивает, стучит, бьет, бросает предметы). | Заполняет лист бумаги яркими пятнами, мазками (краска, маркеры, мелки, карандаши); лепит плоские, круглые формы. | Владеет навыками лепки (проделывает углубления, украшает предметы). | Владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности. | Имеет представление о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное искусство). Называет жилище предков, предметы быта, части национального костюма. | Самостоятельно выбирает технические способы и средства изображения в соответствии с характером образа. |
3 | Эстетическое восприятие окружающего мира | - ----- | Всматривается в яркие цвета красок, проявляет восхищение, радость. | Проявляет радость, эмоциональный отклик при рассматривании народных игрушек. | Проявляет интерес к различным видам народно-прикладного искусства. Использует материалы аккуратно. | Ритмично располагает геометрические формы и растительные элементы по мотивам произведений народного искусства. Владеет элементарныминавыками изготовления различных предметов. | Проявляет интерес к народному и декоративному искусству, дизайну, выбирает и обосновывает приемы работы, использует рационально материалы для работы, эмоционально откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений. |
Социальные навыки | |||||||
1 | Навыки культуры поведения | Реагирует на приветствие, прощание. | Умеет выполнять просьбу, выраженную простым предложением. | Понимает нормы и правила поведения, использует слова приветствия, прощания, благодарности. | Владеет знаниями о человеческих отношениях, понимает эмоциональное состояние. | Проявляет элементарную заботу о близких и окружающих людях. | Умеет просить помощь при необходимости, уважает желания других людей. |
2 | Взаимодействие со взрослыми и сверстниками | Признает непосредственных членов семьи. Улыбается, машет ручками или смеется, реагируя на положительную взаимосвязь со взрослыми. | Взаимодействует со взрослыми в различных играх–развлечениях. | Проявляет отзывчивость, доброжелательность, сочувствие к близким людям, сверстникам. | Умеет входить в устойчивые игровые объединения и общаться со сверстниками на познавательные темы. | Выполняет совместные со взрослыми трудовые действия, умеет взаимодействовать в команде. Осознает свое положение среди сверстников и свое "Я". Соблюдает нравственные нормы и правила поведения в общении со взрослыми и сверстниками | Умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, ставить общую цель и обсуждать их результаты, включаться в совместную деятельность со взрослыми. |
3 | Представление нравственных нормах | Выражает первичные эмоции Использует движения тела и звук, когда нуждается в помощи. | Умеет пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими. | Знает название своего города, столицу Казахстана. Понимает, что такое "хорошо", а что такое "плохо" через произведения устного народного творчества. | Проявляет любовь и заботу к близкому окружению. Умеет оценивать свой поступок и поступок сказочных персонажей. | Имеет представление о традициях народа Казахстана | Соблюдает семейные ценности. Проявляет любовь и уважение к своей малой родине, к культуре родной страны. |
*** Для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе легкой и умеренной степенью умственной отсталости ожидаемые результаты обучения определяются согласно индивидуальным и специальным типовым учебным программам |