"Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" » КГКП "Ясли сад №20"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№20 бөбекжай-балабақшасы»
мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Меңгеруші :
+7(727) 261-81-27
Әдіскер:
+7(727) 272-96-23
Нашар көрушілер
нұсқасы
» "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования"
06
мамыр
2020

"Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования"

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2020 года № 182. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 мая 2020 года № 20580.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669, опубликован 12 ноября 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнения:

      в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, утвержденного указанным приказом:

пункт 2 дополнить подпунктами 15), 16) и 17) следующего содержания:

      "15) индивидуальный учебный план – учебный план, составленный воспитателем и/или специалистами службы психолого-педагогического сопровождения на основе Типового учебного плана с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей;

      16) индивидуальная учебная программа – учебная программа, составленная воспитателем и/или специалистами службы психолого-педагогического сопровождения на основе Типовой учебной программы с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей;

      17) дети с особыми образовательными потребности – дети, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования.";

пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. В дошкольных организациях и предшкольных классах предусматривается воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в количестве не более трех человек на каждую группу. При наличии в группе детей с особыми образовательными потребностями комплектование группы осуществляется в соотношении три воспитанника на одного ребенка с особыми образовательными потребностями.";

пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Содержание типовой учебной программы направлено на:

      1) достижение цели и задач, представленных в виде ожидаемых результатов обучения;

      2) формирование двигательных, коммуникативных, познавательных, творческих, социальных знаний, умений и навыков, навыков самообучения, в том числе у детей раннего возраста;

      3) создание психолого-педагогических условий воспитания и обучения;

      4) создание равных стартовых возможностей для обучения воспитанников дошкольного возраста в организациях начального образования;

      5) обеспечение принципов преемственности и непрерывности с учетом обучающих, развивающих и воспитательных задач между дошкольным воспитанием и обучением и начальным образованием;

      6) подготовку к учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

      7) формирование социально-личностных качеств, направленных на развитие креативности, коммуникабельности, критического мышления и умений взаимодействовать в команде."

      8) формирование духовно-нравственных навыков, основанных на национальных традициях и общечеловеческих ценностях, в рамках реализации программы "Рухани жаңғыру".";

пункты 9101112 и 13 изложить в следующей редакции:

      "9. Образовательная область "Здоровье".

      Целью образовательной области "Здоровье" является воспитание здорового, физически развитого ребенка, формирование у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью.

      Образовательная область "Здоровье" включает оказание содействия родителям в приобретении навыков по уходу и развитию детей с раннего возраста; формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков, двигательного опыта через освоение основных движений; развитие физических качеств и потребности в двигательной активности; проведение различных национальных подвижных игр, игр соревновательного характера в командах; выполнение спортивных упражнений; знакомство с элементами спортивных игр; развитие творческих способностей и навыков взаимодействия в команде.

      Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы, чрезвычайных ситуациях; обогащение двигательного опыта воспитанников через совершенствование основных движений с использованием творческих, познавательных и речевых способностей.

      Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение предполагает формирование общедвигательных умений, навыков ходьбы и бега, координации движений, простейших навыков использования гигиенического и физкультурного оборудования, вызывание эмоционального отклика и желания участвовать в играх, выполнение действия по инструкции.

      Организованная учебная деятельность образовательной области "Здоровье" включает:

      1) физическую культуру (адаптивная физическая культура для воспитанников с особыми образовательными потребностями);

      2) основы безопасного поведения.

      10. Образовательная область "Коммуникация".

      Целью образовательной области "Коммуникация" является формирование устной речи, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

      Образовательная область "Коммуникация" включает развитие устной и связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности через знакомство с культурой, обычаями и традициями народа Казахстана, выразительное чтение и пересказывание, воспитание звуковой культуры речи, обогащение активного словаря, овладение нормами речи, обучение государственному и русскому языкам.

      Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на развитие коммуникативных умений и навыков, развитие устной речи в различных видах детской деятельности, обогащение словарного запаса, интереса к детской литературе.

      Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение включает формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации, создание речевой среды, пробуждение речевой активности, интереса к окружающему миру, способности участвовать в различных формах коммуникативной деятельности.

      Организованная учебная деятельность образовательной области "Коммуникация" включает:

      1) развитие речи;

      2) художественную литературу;

      3) основы грамоты;

      4) казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения);

подпункты 5) и 6) пункта 10 исключить;

      11. Образовательная область "Познание".

      Целью образовательной области "Познание" является развитие личности дошкольника для овладения элементарными навыками познавательной деятельности, умение работать в команде для взаимодействия с окружающим миром.

      Образовательная область "Познание" включает формирование навыков количественного счета, представлений о геометрических фигурах и формах, ориентировку в пространстве и времени; конструирование из строительного, природного, бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы; развитие креативного мышления.

      Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение направлено на формирование навыков полисенсорного восприятия и ориентировки в пространстве, дифференциацию поступающей сенсорной информации, накопление чувственного опыта, овладение предметными действиями и активизацию мыслительных процессов, формирование элементарных математических представлений.

      Организованная учебная деятельность образовательной области "Познание" включает:

      1) сенсорику (в группах ясельного возраста - 1-3 года), основы математики (в группах дошкольного возраста – 3-6 лет);

      2) конструирование;

      3) естествознание.

      12. Образовательная область "Творчество".

      Целью образовательной области "Творчество" является формирование творческой личности, развитие творческих способностей, эмоционально-чувственной сферы, воображения, мышления, художественного вкуса, воспитание патриотизма через приобщение к национальному изобразительному искусству.

      Образовательная область "Творчество" включает рисование, лепку, аппликацию, формирование умений и навыков восприятия и понимания произведений искусства, умение работать в команде, эстетического отношения к окружающему миру; представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности воспитанников.

      Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение включает формирование образов реального мира в процессе творческой деятельности, уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений.

      Организованная учебная деятельность образовательной области "Творчество" включает:

      1) рисование;

      2) лепку;

      3) аппликацию;

      4) музыку.".

      13. Образовательная область "Социум".

      Целью образовательной области "Социум" является позитивная социализация воспитанников раннего и дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование духовно-нравственных ценностей.

      Образовательная область "Социум" включает в себя приобретение социальных навыков и навыков самообучения; усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей; умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми; воспитание самостоятельности; формирование уважительного отношения к окружающим людям, чувства принадлежности к своей семье, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; знание и уважение истории и культуры казахского народа, а также других народов, расширение представлений о родной земле; формирование интереса к различным видам труда и людям разных профессий.

      Формирование у воспитанников раннего возраста социальных навыков и навыков самообучения в семье и дошкольных организациях направлены на охрану жизни и укрепление здоровья, развитие социально-бытовых и социально-коммуникативных умений и навыков: культурно-гигиенических умений и навыков, правил поведения, приобщение их к дисциплине и режиму дня, развитие когнитивных функций (умение видеть трудности, возникшие перед ним; заметить изменения настроения, эмоционального состояния); воспитание этических норм, являющихся основой построения межличностных отношений, создание в семье и дошкольных организациях атмосферы доброты, внимания, заботы и взаимопомощи, комфортную социализацию личности, накопление опыта эмоционально-нравственных отношений, обеспечение преемственности традиций в воспитании в различных видах детской деятельности, воспитание любви к родному краю, своей стране, интерес к ее истории.

      Для детей с нарушением интеллекта (легкой и умеренной степенью умственной отсталости) воспитание и обучение направлено на формирование навыков самообслуживания по удовлетворению органических нужд, поведения и отношения в социуме, включение в социальное и бытовое окружение, вооружение разнообразными социокультурными навыками.

      Организованная учебная деятельность образовательной области "Социум" включает:

      1) самопознание;

      2) ознакомление с окружающим миром.";

подпункт 3) пункта 13 исключить;

пункт 15 изложить в следующей редакции:

      "15. Объем учебной недельной нагрузки для детей с казахским языком обучения следующий:

1) группа раннего возраста (от 1-го года) - 7 часов с продолжительностью 7-10 минут;

2) младшая группа (от 2-х лет) - 9 часов с продолжительностью 10-15 минут;

3) средняя группа (от 3-х лет) - 11 часов с продолжительностью 15-20 минут;

4) старшая группа (от 4-х лет) – 12 часов с продолжительностью 20-25 минут;

5) предшкольная группа, предшкольный класс (от 5-ти лет) – 17 часов с продолжительностью 25-30 минут.";

      Объем учебной недельной нагрузки для детей с русским языком обучения следующий:

1) группа раннего возраста (от 1-го года) - 7 часов с продолжительностью 7-10 минут;

2) младшая группа (от 2-х лет) - 9 часов с продолжительностью 10-15 минут;

3) средняя группа (от 3-х лет) - 11,5 часов с продолжительностью 15-20 минут;

4) старшая группа (от 4-х лет) - 12,5 часов с продолжительностью 20-25 минут;

5) предшкольная группа, предшкольный класс (дети от 5-ти лет) – 18 часов с продолжительностью 25-30 минут.";

пункт 19 исключить;

пункт 20 изложить в следующей редакции:

  "20. Перечень умений и навыков детей от рождения до приема в 1 класс приведены в приложении 2 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения.";

пункт 21 исключить;

пункт 22 изложить в следующей редакции:

  "22. Возрастная периодизация и возрастные группы (возраст детей – полных лет на начало учебного года) следующие:

      1) ясельный возраст – 0-3 года:

      младенческий возраст – от рождения;

      ранний возраст – от 1-го года (группа раннего возраста);

      младший возраст – от 2-х лет (младшая группа);

      2) дошкольный возраст – 3-6 лет:

      средний возраст– от 3-х лет (средняя группа);

      старший возраст – от 4-х лет (старшая группа);

      предшкольный возраст - от 5-ти лет (предшкольная группа, предшкольный класс).

      Срок освоения типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения – 5 лет.";

приложение 1 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения исключить;

приложение 2 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр образования 

и науки Республики Казахстан

А.Аймагамбетов



 


           Приложение 1 к приказу
 Министра образования и науки
 Республики Казахстан
 от 5 мая 2020 года № 182


            Приложение 2 к
 Государственному
 общеобязательному стандарту
 дошкольного воспитания и
 обучения

Перечень умений и навыков детей от рождения до приема в 1 класс

№ п/п

Перечень навыков

Ясельный возраст (0-3 года)

Дошкольный возраст (3-6 лет)

Младенческий возраст (от рождения)

Ранний возраст (от 1 года)

Младший возраст (от 2-х лет)

Средний возраст (от 3-х лет)

Старший возраст (от 4-х лет)

Предшкольный возраст (от 5-ти лет)

1

2

3

4

5

6

7

8

Здоровье сберегающие навыки

1

Культурно-гигиенические навыки

Выполняет движения при виде объектов кормления. Помогает удерживать бутылочку, хватает чашу.

Ест ложкой самостоятельно, одевается при помощи взрослого, просится на горшок, знает его место и своевременно сообщает о потребности.

Владеет первоначальными навыками личной гигиены.

Знает и соблюдает правила личной гигиены.

Знает последовательность выполнения гигиенических процедур.

Самостоятельно выполняет гигиенические, закаливающие процедуры.

2

Физическая культура

Умеет хватать пальцы взрослых.
 Дотягивается до предметов и хватает обеими руками, передает предмет из рук в руки.

Умеет ходить и бегать в заданном направлении. Любит подниматься и спускаться с лестницы.

Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков.

Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений.

Умеет выполнять самостоятельно жизненно важные движения.

Выполняет основные виды движений, проявляя творческий подход.

3

Самостоятельная двигательная активность

Поднимается с опорой на предмет, перемещается в пространстве. Вытаскивает предметы из контейнера, плещется в воде.

Умеет играть рядом, самостоятельно находить яркие, привлекающие внимание предметы в пространстве.

Умеет играть в небольшой подгруппе.

Умеет соблюдать элементарные правила игр в команде.

Умеет самостоятельно играть в различные игры, в том числе национальные, соблюдать правила игры

Владеет навыками организации подвижных игр в команде.
 Сформирован элементарный самоконтроль за двигательной деятельностью.

4

Здоровый образ жизни

Демонстрирует увеличивающуюся способность самоуспокоения и засыпания.

Исполняет режимные моменты.

Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях.

Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания.

Знает и соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
 Умеет обращаться с растениями, животными и насекомыми.

Выполняет осознанно правила безопасности.
 Понимает важность и необходимость закаливающих процедур.
 Соблюдает режим дня.

Коммуникативно-языковые навыки

1

Культура общения

Реагирует на звук и его источник. Лепечет и подражает звукам.

Подражает новым словам; пользуется облегченными названиями знакомых предметов и действий и первыми полными словами.

Умеет вступать в контакт со сверстниками и близкими.

Понимает речь взрослого, умеет слушать вопросы и отвечать на них.

Умеет вступать в контакт со взрослыми, детьми и выполнять их просьбы.

Знает правила поведения в общественных местах и соблюдает их.
 Владеет элементарными правилами общения, речевым этикетом.

2

Грамматический строй речи

-----

Умеет пользоваться простыми словами и элементарно обозначать предметы и действия.

Умеет выразить свою мысль, чтобы быть понятым.

Умеет применять необходимые слова и словосочетания.

Умеет согласованно составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с помощью вопросов взрослого.

Умеет правильно конструировать предложения.
 Стремится говорить грамматически правильно.

3

Звуковая культура речи

Реагирует жестами или голосом, когда называют его имя.

Умеет отчетливо произносить гласные и доступные в артикуляционном отношении согласные звуки.

Умеет правильно артикулировать гласные и согласные звуки.

Умеет четко произносить слова, вслушиваясь в их звучание.

Умеет правильно произносить все звуки родного языка.

Умеет говорить правильно, выразительно.
 Использует различные способы интонационной выразительности.

4

Словарный запас

Имитирует действия, жесты и звуки других.

Воспроизводит правильно слова и фразы, произнесенные взрослыми.
 Подражает звукам животного.

Умеет отвечать на вопросы о себе, членах семьи, любимых игрушках.

Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества.

Использует слова без опоры на наглядно представленную ситуацию, активизирует в речи глаголы.

Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы.

5

Связная речь

-----

Умеет выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать задание и правильно выполнять его.

Умеет пользоваться словами для выражения желаний, чувств, мыслей.

Умеет правильно отвечать на вопросы при рассматривании картин, предметов, наблюдать за объектом живой и неживой природы.

Владеет основной формой общения, диалогической речью. Умеет использовать высказывания из 2-3 предложений.

Составляет монолог, употребляя разные части речи, эпитеты и сравнения.

6

Творческая речевая деятельность

Выражает мимикой, жестами, когда его прижимают, обнимают, ласкают, когда он устал или расстроен.

Понимает несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками и умеет подражать их действиям.

Умеет рассказывать наизусть потешки для пальчиковых игр.

Умеет применять простейшие приемы интонационной выразительности речи для характеристики персонажей.

Умеет рассказывать знакомые сказки, сочинять небольшие рассказы по игрушкам.

Умеет сочинять истории, понимает и использует слова в переносном и иносказательном смысле.
 Проявляет интерес к игре с рифмой и словом.

7

Восприятие произведений

Слушает и эмоционально реагирует на потешки и речевые упражнения.

Понимает короткие рассказы, стихотворения потешки с использованием соответствующих картинок.

Умеет эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества.

Умеет передать свое отношение к персонажу, различным событиям.

Умеет называть несколько произведений, которые ему нравятся, использовать литературные образы в игре.

Проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи.

8

Основы грамоты

-----

-----

-----

-----

-----

Умеет проводить звуковой анализ слов, состоящий из трех звуков.
 Умеет слышать и выделять ударный слог.
 Владеет элементарными навыками письма: умеет держать карандаш, ручку, рисовать, штриховать, обводить.
 Умеет оринетироваться на листе бумаги, книги.

Познавательные навыки

1

Ориентировка в свойствах предметов

Способен запоминать и осуществлять поиск предмета.

Умеет группировать однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма). Различает четыре основных цвета.

Различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов.

Знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения).

Умеет называть признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия.

Умеет рассматривать предметы, определять их свойства и признаки.

2

Познание окружающего мира

Изучает предметы разными способами (т.е., кидая, бросая, наблюдая за действиями других).

Владеет знаниями о себе, семье. Узнает животных, растения, предметы вблизи дома, детского сада.

Проявляет любознательность, особый интерес к людям и их поступкам.

Владеет способностью замечать и называть простейшие изменения в природе, погоде.
 Понимает и называет значения сигналов светофора.

Понимает простейшие причинно-следственные связи в живой, неживой природе и общественной жизни.

Умеет систематизировать, группировать и решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане.
 Владеет способностями находить сходство и различие.

3

Конструктивные навыки

Пробует разные способы выполнения действий.

Умеет составлять элементарные конструкции при помощи взрослого.

Воспроизводит простые конструкции по показу взрослого (умеет накладывать, приставлять, прикладывать).

Умеет использовать строительный материал, варьируя различными способами.
 Знает и называет их основные детали.

Проявляет самостоятельность при выборе материала для конструкции, стремится выполнять постройки. Умеет работать в команде.

Владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов.

4

Основы экологической культуры

Эмоционально реагирует на мир природы; замечает растения, животных в окружающей среде.

Умеет различать живые существа, растения, проявляет к ним интерес.

Умеет проявлять доброжелательное и бережное отношение к животным.

Умеет выполнять элементарные трудовые поручения совместно со взрослыми по уходу за растениями.

Владеет некоторыми нормами поведения на природе.

Понимает многообразие окружающего мира. Знает признаки и свойства растений, их среду обитания.
 Умеет ухаживать за обитателями уголка природы.

5

Элементарные математические представления

Играет с разными по размеру и форме игрушками или предметами.

Понимает указания взрослого и может найти предмет в окружающем пространстве.

Владеет первоначальными навыками ориентировки в пространстве.

Умеет демонстрировать элементарные представления о времени, пространстве.

Имеет представление о времени (части суток: утро, день, ночь; дни: сегодня, вчера, завтра) понятиях: быстро, медленно.

Знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке.

6

Поисковая и экспериментальная деятельность

Проявляет интерес к исследованию предметов, манипулирует или изучает новые предметы. Соотносит предмет по размеру, хотя не всегда по назначению.

Владеет умением вталкивать в различные углубления (отверстия) предметы в соответствии с их формой.

Производит действия с различными предметами (разъединять, соединять, конструировать).

Умеет самостоятельно а также в команде экспериментировать со знакомыми материалами.

Умеет целенаправленно экспериментировать, моделировать с новыми материалами и выделять наиболее общие признаки между предметами.

Умеет последовательно и результативно экспериментировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

7

Работа с информацией

Наблюдает и реагирует на свое отражение в зеркале

Получает информацию через чувства (через осязание, обоняние прикосновение).

Проявляет интерес к различным источникам информации.

Определяет интересную информацию.

Понимает необходимость в получении новой информации.

Понимает и умеет представить новую информацию, кому она будет интересна.

Творческие навыки

1

Музыкальная деятельность

Радуется веселым играм со взрослым, ударяет по поверхности, после того, как видит стучание по барабану. Производит действия с музыкальными предметами.

Умеет передать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями.

Знает музыкальные инструменты, различает высокое и низкое звучание музыкальной фразы, проявляет желание петь совместно со взрослыми.

Различает темп музыкального произведения, различает звуки по высоте, реагирует на начало и окончание мелодии. Слушают и воспринимают народные мелодии.

Различает тембры голоса, поет протяжно, четко произносит слова; выполняет танцевальные, музыкально-ритмические движения. Слушают и воспринимают произведения отечественных композиторов.

Владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах. Исполняет народные песни, танцы. Владеет способностями к певческой импровизации.

2

Продуктивная деятельность

Эмоционально реагирует на яркие предметы: картинки, цветы (берет в рот, кивает, стучит, бьет, бросает предметы).

Заполняет лист бумаги яркими пятнами, мазками (краска, маркеры, мелки, карандаши); лепит плоские, круглые формы.

Владеет навыками лепки (проделывает углубления, украшает предметы).
 Умеет проводить на листе бумаги прямые вертикальные, горизонтальные волнообразные линии.

Владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности.

Имеет представление о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное искусство). Называет жилище предков, предметы быта, части национального костюма.

Самостоятельно выбирает технические способы и средства изображения в соответствии с характером образа.

3

Эстетическое восприятие окружающего мира

- -----

Всматривается в яркие цвета красок, проявляет восхищение, радость.

Проявляет радость, эмоциональный отклик при рассматривании народных игрушек.

Проявляет интерес к различным видам народно-прикладного искусства. Использует материалы аккуратно.

Ритмично располагает геометрические формы и растительные элементы по мотивам произведений народного искусства. Владеет элементарныминавыками изготовления различных предметов.

Проявляет интерес к народному и декоративному искусству, дизайну, выбирает и обосновывает приемы работы, использует рационально материалы для работы, эмоционально откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений.

Социальные навыки

1

Навыки культуры поведения

Реагирует на приветствие, прощание.

Умеет выполнять просьбу, выраженную простым предложением.

Понимает нормы и правила поведения, использует слова приветствия, прощания, благодарности.

Владеет знаниями о человеческих отношениях, понимает эмоциональное состояние.

Проявляет элементарную заботу о близких и окружающих людях.

Умеет просить помощь при необходимости, уважает желания других людей.
 Знает нормы поведения.

2

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Признает непосредственных членов семьи. Улыбается, машет ручками или смеется, реагируя на положительную взаимосвязь со взрослыми.
 Показывает симпатии и антипатии к действиям, взаимодействию.

Взаимодействует со взрослыми в различных играх–развлечениях.
 Умеет внимательно слушать взрослого и выполняет несложные поручения.

Проявляет отзывчивость, доброжелательность, сочувствие к близким людям, сверстникам.

Умеет входить в устойчивые игровые объединения и общаться со сверстниками на познавательные темы.

Выполняет совместные со взрослыми трудовые действия, умеет взаимодействовать в команде. Осознает свое положение среди сверстников и свое "Я". Соблюдает нравственные нормы и правила поведения в общении со взрослыми и сверстниками

Умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, ставить общую цель и обсуждать их результаты, включаться в совместную деятельность со взрослыми.

3

Представление нравственных нормах

Выражает первичные эмоции Использует движения тела и звук, когда нуждается в помощи.

Умеет пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими.

Знает название своего города, столицу Казахстана. Понимает, что такое "хорошо", а что такое "плохо" через произведения устного народного творчества.

Проявляет любовь и заботу к близкому окружению. Умеет оценивать свой поступок и поступок сказочных персонажей.

Имеет представление о традициях народа Казахстана

Соблюдает семейные ценности. Проявляет любовь и уважение к своей малой родине, к культуре родной страны.

*** Для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе легкой и умеренной степенью умственной отсталости ожидаемые результаты обучения определяются согласно индивидуальным и специальным типовым учебным программам